Актуально

Будущее без терроризма, терроризм без будущего

Вопросы профилактики терроризма для такого активно развивающегося города, как Байконур, актуальны даже при условии относительного спокойствия в этой сфере.
О том, как именно они решаются, поговорим с начальником отдела территориальной безопасности управления безопасности и режима городской администрации Денисом Денисовым.
Мы обсудили, как горожанам не оказаться марионетками в руках террористов и экстремистов, поскольку вопросы безопасности нашего государства сейчас стоят во главе угла.

— Денис Борисович, в России выстроена достаточно эффективная система профилактической работы по защите населения от идеологического влияния террористов. Работа по развенчанию идеологии терроризма, профилактике экстремистских проявлений проводится огромная. Задействованы в ней все силы: от органов власти до общественных институтов. Каковы роль и место органов местной власти, образовательных учреждений, общественных организаций, средств массовой коммуникации в профилактике терроризма?
— В Российской Федерации в целях обеспечения и защиты основополагающих прав и свобод человека и гражданина функционирует общегосударственная система противодействия терроризму, правовую основу которой составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации и национальное законодательство России.
Важным шагом в формировании системы противодействия терроризму стало образование по решению Президента Российской Федерации Национального антитеррористического комитета. Комитет образован 10 марта 2006 года в связи с вступлением в силу Федерального закона «О противодействии терроризму» и Указа Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму».
НАК является коллегиальным органом, образованным в целях организации и координации деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации и оперативными штабами в морских районах.
Основными задачами НАК являются мониторинг состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовка предложений президенту России по формированию государственной политики и совершенствованию нормативно-правового регулирования в этой области, организация и координация деятельности по противодействию терроризму, а также информационное сопровождение данной деятельности.
Региональными звеньями общегосударственной системы противодействия терроризму являются: антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях; оперативные штабы в субъектах Российской Федерации и в морских районах.
И как вы правильно заметили вот уже более 18 лет выстроенная в государстве система противодействия терроризму доказывает свою эффективность.
Федеральный закон «О противодействии терроризму» раскрывает три основных направления такого противодействия: профилактика терроризма; борьба с терроризмом и минимизация или ликвидация последствий проявлений терроризма, причём в этой деятельности участвуют все без исключения органы государственной власти, территориальные органы исполнительной власти, организации и граждане.
Важно отметить, что законодатель выделяет такой принцип, как приоритет мер предупреждения терроризма. Если вопросы борьбы с терроризмом возложены исключительно на органы безопасности и иные правоохранительные органы, а в некоторых случаях на вооруженные силы, то в деле профилактики терроризма огромная роль отведена именно гражданским институтам общества.
Назову некоторые основные полномочия главы Байконура и городской администрации, как органа исполнительной власти, в области противодействия терроризму: координация деятельности органов государственной власти и организаций Байконура по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений; организация деятельности антитеррористической комиссии; принятие мер по устранению предпосылок для возникновения конфликтов, способствующих совершению террористических актов и формированию социальной базы терроризма; организация принятия мер по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению и распространению идеологии терроризма; организация обучения граждан, проживающих в городе, методам предупреждения террористических угроз.
Роль образовательных учреждений в вопросах профилактики терроризма и экстремизма очень и очень значительна. Воспитание подрастающего поколения и молодёжи в духе любви к Родине, привитие им высоконравственных жизненных ориентиров, межнационального уважения и терпимости, и как итог выпуск во взрослую жизнь образованных и достойных членов общества – ни что иное как удар по самой идеологии терроризма.
Общественные организации, а особенно религиозные, ветеранские, волонтёрские и многие другие, вносят значительный вклад в дело духовно-нравственного, патриотического, социального воспитания и развития граждан и молодёжи. Однако, деятельность общественных организаций должна осуществляться исключительно в соответствии с законодательством России, регулирующим их деятельность, исключая противоправную и деструктивную направленность общественной деятельности.
Несомненно, что роль средств массовой информации в вопросах профилактики терроризма и экстремизма велика. Информационный контент, транслируемый всеми видами СМИ, если он высокого качества, нравственно и патриотично ориентирован, в значительной мере воздействует на мировоззрение населения, укрепление антитеррористического и антиэкстремистского самосознания людей. Но важно помнить и о том, что современные средства коммуникаций, особенно Интернет-пространство стали инструментарием для идеологического и деструктивного воздействия на население со стороны террористических организаций.
— В нашем городе работает антитеррористическая комиссия, кто входит в состав комиссии, каковы её цели и задачи на сегодняшний день?
— Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года №116 «О мерах по противодействию терроризму» во всех субъектах России образованы антитеррористические комиссии. Наш город не стал исключением, и в 2007 году была образована Антитеррористическая комиссия города Байконура.
Комиссия является коллегиальным представительным органом и создана в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Байконура по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Возглавляет Комиссию её председатель – глава администрации Константин Бусыгин. В персональный состав АТК входят руководители правоохранительных органов комплекса «Байконур»: ФСБ; ФСО; МВД; Росгвардии; МЧС, Байконурских подразделений ФМБА России, заместители главы администрации и руководители органов исполнительной власти городской администрации, уполномоченных в областях: безопасности; образования; культуры; права; городского хозяйства; финансов.
Основными задачами комиссии являются: мониторинг политических, социально-экономических и иных процессов в городе, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму; координация деятельности субъектов профилактики терроризма; информационное сопровождение деятельности по профилактике терроризма в Байконуре.
Исходя из названных задач, комиссия осуществляет следующие основные функции: подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в Байконуре в области профилактики терроризма, анализ причин и условий возникновения и распространения терроризма на территории города, разработка мер по их устранению; мониторинг террористических угроз и террористической активности в Байконуре, разработка мер по противодействию этим угрозам; подготовка докладов в аппарат НАК; анализ эффективности мер, принимаемых субъектами профилактики терроризма, разработка и координация исполнения мер по противодействию распространению идеологии терроризма и обеспечению антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, мест массового пребывания людей; разработка и координация исполнения мер по минимизации или ликвидации последствий проявлений терроризма на территории города; организация взаимодействия органов власти с общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами, а также привлечение их к участию в противодействии терроризму; организация подготовки проектов и реализации государственных программ, планов и иных документов по профилактике терроризма; осуществление контроля за исполнением решений комиссии; подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих деятельность по борьбе с терроризмом, а также лиц, пострадавших от террористических актов; своевременное информирование населения через СМИ о мерах по профилактике терроризма, а также о принятии решений об установлении, изменении или отмене уровней террористической опасности; размещение в СМИ материалов о деятельности комиссии.
В своей деятельности комиссия тесно взаимодействует с оперативным штабом в городе Байконуре, образованным в отделе ФСБ России войсковая часть полевая почта 13955.
Необходимо добавить, что решения комиссии, принятые в соответствии с её полномочиями, обязательны для исполнения органами государственной власти города, организациями, должностными лицами и гражданами Байконура. За неисполнение решений комиссии предусмотрена административная ответственность.
— Возможно ли уже сегодня осветить проведённую работу комиссии на данный момент? Сколько заседаний прошло, каковы итоги этих заседаний, какие решения были приняты, какие мероприятия проведены?
— Работа комиссии строится на плановой основе, как правило, заседания проводятся ежеквартально. Но при необходимости, по решению председателя комиссии, могут проводиться внеочередные и экстренные заседания.
Ежегодно, в ноябре-декабре, НАК как координатор государственной деятельности по противодействию терроризму, основываясь на обстановке в Российской Федерации и её окружении, принимая во внимание имеющиеся и возможные террористические угрозы, разрабатывает и направляет в регионы рекомендации по планированию деятельности антитеррористических комиссий.
Основываясь на обстановке в области противодействия терроризму на территории нашего города, руководствуясь рекомендациями НАК, формируется и на итоговом в году заседании утверждается план работы комиссии на следующий год. Вопросы обеспечения и состояния работы по антитеррористической защищённости объектов образования, культуры, спорта, топливно-энергетического комплекса, мест массового пребывания людей, реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма являются обязательными и рассматриваются на заседаниях комиссии ежегодно.
При необходимости рассмотрения вопросов, входящих во взаимные сферы деятельности комиссии и оперативного штаба в городе Байконуре, проводятся совместные заседания.
В текущем году уже проведены два заседания комиссии, одно из которых проведено совместно с оперативным штабом. Так, на февральском совместном заседании были рассмотрены вопросы: актуализации перечня потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей комплекса «Байконур»; выработки мер предотвращения и пресечения террористических, экстремистских проявлений на территории комплекса «Байконур» в период подготовки и проведения государственных праздников (важных общественных мероприятий) Российской Федерации и Республики Казахстан, в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, а также о готовности группировки сил и средств, привлекаемой для проведения контртеррористической операции; утверждения комплексного плана противодействия идеологии терроризма в городе Байконуре на 2024-2028 годы.
Реализация принятых решений позволила на высочайшем уровне обеспечения безопасности организовать и провести в Байконуре важнейшее общественно-политическое событие –
выборы Президента Российской Федерации. В этом огромная заслуга органов безопасности и правоохранительных органов, а также их совместных слаженных действий с органами исполнительной власти и избирательными комиссиями Байконура. В результате в период подготовки и проведения выборов террористических и экстремистских проявлений, а также нарушений общественного порядка на территории города допущено не было.
Также на совместном заседании были приняты даты введения на территории города сигнала «Гром». Напомню читателям, что мероприятия сигнала «Гром» направлены на усиление мер по предотвращению и пресечению террористических и экстремистских проявлений в период подготовки и проведения государственных праздников и важных общественных мероприятий Российской Федерации и Республики Казахстан, в том числе повышение бдительности жителей Байконура.
На июньском заседании комиссии были рассмотрены вопросы реализации мероприятий «Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в городе Байконур на 2024-2028 годы», состояния работы по обеспечению антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей, образовательных, культурных, спортивных учреждений города Байконура и актуализации плана действий АТК при установлении уровней террористической опасности.
В ходе заседания были заслушаны: заместитель главы администрации города Николай Адасев с информацией о выполненных в первом полугодии мероприятиях, направленных на противодействие идеологии терроризма; руководители ГУП «Жилищное хозяйство», управления образованием города, управления культуры, молодёжной политики, туризма и спорта с докладами о состоянии работы по обеспечению антитеррористической защищённости подведомственных объектов и планируемых к реализации мер по укреплению инженерно-технической защиты и дооборудованию систем видеонаблюдения объектов.
Пристальное внимание комиссии было уделено вопросу подготовки персонала образовательных, культурных и спортивных учреждений к действиям при возникновении террористических угроз. С этой целью поставлены задачи перед началом нового учебного года провести занятия, инструктажи, практические тренировки, проверки знаний и готовности персонала к действиям при возникновении террористических угроз. Также по результатам заседания были даны адресные поручения ответственным лицам по совершенствованию системы противодействия терроризму и его идеологии в городе и антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств.
— В 2022 году председатель Антитеррористической комиссии города Байконура, Константин Бусыгин, установил повышенный уровень террористической опасности на территории города сроком на 18 суток, с 7 по 24 января, связанный с беспорядками в Казахстане. Расскажите нашим читателям, сколько уровней террористической опасности существует, их значение и что в таких ситуациях нужно делать нам, обычным людям?
— Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. №851 был утверждён порядок установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Согласно этого порядка в целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению могут устанавливаться уровни террористической опасности:
повышенный «синий» – при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта;
высокий «желтый» – при наличии подтверждённой информации о реальной возможности совершения террористического акта;
критический «красный» – при наличии информации о совершённом террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.
Решение об установлении, изменении или отмене повышенного «синего» и высокого «желтого» уровней террористической опасности на территории нашего города принимает председатель Антитеррористической комиссии города Байконура — глава администрации по согласованию с начальником отдела ФСБ. Решение об установлении, изменении или отмене критического «красного» уровня террористической опасности на территории нашего города на основании представления председателя АТК города Байконура принимает председатель НАК.
Также порядком определены меры по обеспечению безопасности для каждого из уровней. Перечень данных мер довольно внушительный, его реализация возложена в основном на правоохранительные органы и органы власти.
Решение об установлении, изменении или отмене уровней террористической опасности, а также информация о вводимых мерах и границах территории, в пределах которой он устанавливается, подлежат незамедлительному обнародованию через средства массовой информации.
Многие помнят, что обстановка в области противодействия террористическим угрозам, которая сложилась на территории города и в его окружении летом 2015 и в январе 2022 годов требовала от органов власти принятия этих мер и в результате в Байконуре устанавливался повышенный «синий» уровень теропасности.
Байконурцы и гости города должны осознавать, что установление уровней террористической опасности направлены на обеспечение нашей же безопасности, относиться с пониманием к принимаемым необходимым мерам и повышать свою личную бдительность. При установлении уровней могут ограничиваться проведение массовых и торжественных мероприятий, усиливаться меры паспортного контроля и проведения досмотра транспортных средств с применением технических средств обнаружения оружия и взрывчатых веществ. Важно знать, что в 2023 году в порядок были внесены изменения и в настоящее время срок установления уровней террористической опасности не ограничен. Установленный уровень террористической опасности подлежит отмене, если в результате принятых мер устранена угроза террористической опасности.
— Расскажите подробнее об антитеррористической защищённости объектов нашего города?
— Антитеррористическая защищённость – это состояние защищённости места массового пребывания людей или иного объекта, препятствующее совершению террористического акта. Под объектом массового пребывания людей понимается территория общего пользования, на которой при определённых условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек, и включённая в перечень потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 г. №1244 «Об антитеррористической защищённости объектов (территорий)», были утверждены правила разработки требований к антитеррористической защищённости объектов и паспорта безопасности объектов. В развитие этой нормы были разработаны и утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации отраслевые требования к антитеррористической защищённости объектов или территорий, к которым относятся объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, мест массового пребывания людей и многие другие, в настоящее время утверждены порядка пятидесяти различных требований.
На территории Байконура при выполнении мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объектов применяются более десяти различных требований, утверждённых постановлениями Правительства Российской Федерации.
Кроме того, существуют объекты, для которых требования к антитеррористической защищённости отдельными постановлениями Правительства России не установлены. Национальным антитеррористическим комитетом разработка и утверждение этих требований была делегирована регионам. С этой целью в феврале 2019 года на совместном заседании Антитеррористической комиссии и оперативного штаба были утверждены «Типовые требования к антитеррористической защищённости объектов вероятных террористических посягательств (устремлений) комплекса «Байконур», и формы паспорта антитеррористической защищённости этих объектов». Антитеррористическую защищённость в соответствии с нормами типовых требований должны обеспечивать расположенные в Байконуре органы государственной власти, объекты общественного питания, банковской сферы и т.д.
В настоящее время на территории города объекты, включённые в перечень, выполняют соответствующие требования по обеспечению своей антитеррористической защищённости. В свою очередь, байконурцам важно с пониманием относиться к необходимости оснащения рамками металлодетекторов образовательных, культурных, спортивных и иных учреждений, проведения досмотровый мероприятий сотрудниками полиции при проведении массовых мероприятий в городе и других мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищённости.
— На Ваш взгляд, важна ли бдительность в отношении подрастающего поколения?
— Безусловно, однако важна не только бдительность, необходима неустанная работа родителей, педагогов, деятелей культуры, общественников и органов власти по привитию подрастающему поколению стойкого неприятия идеологии терроризма.
Терроризм сегодня рассматривается как крайняя форма проявления экстремизма, который представляет собой возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Терроризм характеризуется очень сложной структурой, он многогранен, сочетает в себе идеологические, религиозные, политические, этнические и другие аспекты.
В современном обществе противодействие идеологии терроризма является одной из наиболее важных сфер совместной объединённой деятельности органов государственной власти, общественных организаций и образовательных учреждений. Роль образовательных учреждений, а особенно профессиональных и высших учебных заведений состоит в содействии социализации студенческой молодёжи, которая фокусирует в себе наиболее острые проблемы общественной жизни. Так как студенческая молодёжь, как правило, становится объектом внимания со стороны террористических организаций, занимающихся вербовкой своих сторонников. Соответственно высшим и профессиональным учебным заведениям отводится важная роль в формировании антитеррористического сознания у молодёжи.
В целях противодействия терроризму в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях необходима реализация комплекса мер, направленных на повышение политической и социально-экономической грамотности молодёжи, развитие социального капитала, формирование умений молодых людей противодействовать манипулятивным технологиям. Следует также отметить необходимость повышения роли электронной образовательной среды и сетевых медиа в формировании миролюбия и веротерпимости, поддержания принятых в обществе норм поведения, отражающих способность к пониманию сложности современного мира, умение конструктивно взаимодействовать с носителями иных систем убеждения.
Для противодействия идеологии терроризма могут применяться самые различные формы и методы по следующим направлениям: правовые, политические, экономические, социальные, психологические, информационные, организационные. Важнейшая роль принадлежит культурно-просветительским формам и методам, направленным на формирование социально значимых ценностей в обществе и воспитание терпимости. Культура служит своего рода «диспетчером» движения чувств человека, определяет выбор личностью способа отчуждения негативного. Дефекты культурного развития личности и оказываются тем самым дополнительным условием ухода в терроризм. Бытовые и экономические трудности напрямую мало кого ведут в отряды насильников, к террористам склоняют дефекты психического состояния в условиях культурной ограниченности, отсутствия системного культурного образования. Культурное развитие может быть различного уровня, главное, чтобы оно формировалось системно, не сводилось к случайным, частным приобретениям культурных ценностей. Ценность культуры в её цельности, только в системном проявлении культурное развитие способно помочь личности, особенно только вступающей во взрослую жизнь, найти дорогу к универсальным человеческим ценностям, преодолеть временные сложности жизни. В связи с этим и возникает необходимость неустанной работы, направленной на повышение уровня общечеловеческой и политической культуры молодёжи, привлечения старшеклассников и студентов к конструктивной гражданской активности, волонтёрству и благотворительной деятельности.
Необходимо отметить, что в Байконуре эта важнейшая работа носит системный характер и осуществляется через реализацию мероприятий «Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в городе Байконур» и несомненно приносит положительный эффект. Огромная заслуга в этом принадлежит основным исполнителям плана: управлению образованием и коллективам образовательных учреждений города, управлению культуры, молодёжной политики, туризма и спорта, ГКУ «Центр поддержки молодёжных инициатив «Будущее Байконура» и ГБУ «Городской дворец культуры». Активное участие в работе принимают общественные организации города и правоохранительные органы комплекса «Байконур», а в значительной мере УМВД России на комплексе «Байконур».
— Стражи порядка у нас на чеку в вопросах такого рода безопасности общества и страны, а что делает ваш отдел для этого?
— Отдел и специалисты входящего в него сектора по противодействию терроризму являются аппаратом Антитеррористической комиссии города Байконура, на который возложены организационно-техническое обеспечение и документационное сопровождение деятельности комиссии, повседневное взаимодействие с аппаратами НАК и оперативного штаба по вопросам обстановки в сфере противодействия терроризму в Байконуре и многие другие задачи в вопросах деятельности комиссии.
У отдела территориальной безопасности несколько направлений работы и одним из них является осуществление функций органа управления городской администрации, уполномоченного на реализацию государственной политики в области противодействия терроризму на территории Байконура. На этом направлении проводится достаточно масштабная работа, назову некоторые основные функции отдела:
— проводит анализ сведений, поступающих от субъектов мониторинга общественно-политических, социально-экономических и иных процессов, происходящих на территории города, а также мер по устранению предпосылок для возникновения конфликтов, способствующих совершению террористических актов и формированию социальной базы терроризма, и на его основе готовит аналитические материалы главе администрации и в аппарат НАК;
— организовывает и проводит штабные и практические тренировки, учения, семинары, учебно-методические сборы и занятия в целях подготовки руководителей и должностных лиц организаций города в области профилактики терроризма;
— разрабатывает нормативные правовые акты, планирующую, методическую, организационную документацию городской администрации, а также предложения главе администрации по повышению эффективности деятельности в области противодействия терроризму, об установлении уровня террористической опасности на территории города;
— организует деятельность по разработке и принятию мер по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению и распространению идеологии терроризма на территории Байконура;
— проводит изучение и анализ деятельности по обеспечению антитеррористической защищённости подведомственных администрации объектов, путём плановых выходов в структурные подразделения администрации, на предприятия, в учреждения. Участвует в работе по контролю обеспечения антитеррористической защищённости городских объектов в составах межведомственных групп и комиссий, а также сотрудники одела участвуют в проверках соблюдения законодательства России в сфере противодействия терроризму, осуществляемых надзорными органами, в качестве экспертов.
В заключение, пользуясь случаем, хочу поблагодарить своих товарищей –
сотрудников отдела территориальной безопасности за их высокие профессионализм и самоотдачу в нашем непростом деле.

Беседовала Арина РОДИОНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост