Город

«Я делал ракету для Гагарина»

Виталий Исаакович Пильдес – без преувеличения, живая легенда самарского «Прогресса». На этом космическом предприятии он трудится с 1960 года! «Наш завод героический – имеет пять орденов!» – гордится ветеран, скромно умалчивая о собственных заслугах за 57 лет трудовой деятельности.

На завод молодой, 23 лет отроду, выпускник Куйбышевского авиационного института Виталий Пильдес пришёл 30 июня 1960 года. Его направили набираться опыта в сборочный цех. «К слову говоря, ту ракету, на которой полетел Юрий Гагарин, тоже делал наш завод. Третья машина, третья серия. До сих пор помню. Но тогда была такая система: завод делал ракету, отправлял в подмосковные Подлипки, там её дособирали, укомплектовывали, и уже оттуда она шла на космодром», –
уточняет детали В.Пильдес.

Однако волей судьбы самого пуска ракеты с первым космонавтом ему увидеть не довелось. О полёте Гагарина он узнал из сообщения по радио. В.Пильдес по диплому был специалистом-механиком по авиационным двигателям. «Это был тот переходный год, когда нас учили на авиационную технику, а доучивали уже на ракетные двигатели», – поясняет Виталий Исаакович. Начинал трудовую деятельность инженером-испытателем в контрольно-испытательной станции цеха 15 (сейчас – 2212), а ныне трудится в должности начальника технического бюро комплекса 2219.

С высоты более 50 лет опыта работы В.Пильдес видит различия в космической отрасли. «Качество, конечно, повысилось. Когда мы перешли на тему Р-7 в 1995 году, за 195 пусков не было ни одной аварии по нашей вине», – утверждает специалист с полувековым стажем. Два «крайних» сбоя с первым стартом «Союзов» с «Прогрессами» В.Пильдес связывает с системой управления. «Раньше система была испытанного харьковского производства, а сейчас новая, екатеринбургская, ещё не обкатанная. Она, конечно, современная, но бывают и отказы», – говорит специалист.

С Байконуром у ветерана любовь сложилась не сразу. Первый раз на космодром он приехал в командировку в 1967 году. Затем, с 1968 по 1970 годы жил в гостинице на площадке 113. В город перебрался в ноябре 1970 года. В то время В.Пильдес работал на ракете Н-1. Но когда проект в 1974 году закрылся, сотрудников вернули в Куйбышев. А в 1980 году в Байконуре начали создавать цех по ракете «Энергия», услуги В.Пильдеса вновь оказались востребованы на космодроме. В 1983 году в Байконур перебралась и семья.

«Задачи в 1980 году ставили необычные. Например, организовать авиационные средства транспортирования крупногабаритных блоков. А с 1983 года мы начали работать с изделием – собирать сначала макеты, потом уже ракету», – вспоминает В.Пильдес. Но и эта грандиозная программа скоро закончилась. «Я был свидетелем, когда был закрыт заказ Н-1, а потом и «Энергия», – с горечью констатирует заслуженный испытатель ракетной техники. После «Энергии» В.Пильдес перешёл работать на ракету «Союз». Своей любимой ракетой В.Пильдес считает новую ракету. «Как ни странно, мне больше нравится 14А14, «Союз-2.1а», – говорит испытатель. «Но ракета «Энергия» – это вся моя очень напряжённая жизнь с 1980 по 1992 годы», – подумав, добавил Виталий Исаакович. И до сих пор он сожалеет, что его детищу не нашлось применения в космической отрасли. В.Пильдес уверен, что ракета «Энергия» в модификации «М» (малая) могла бы с того времени успешно летать и приносить пользу отечественной космонавтике.

В.Пильдес вспомнил случай необычной транспортировки изделия по воде из Куйбышева в Москву. Бак ракеты «Энергия» полторы тысячи кубометров, 41 метр в длину и 6 метров в диаметре еле проходил под мостом через реку Самарку. Возле завода построили причал, перекантовали груз на баржу, 2 недели везли его по рекам до Москвы. Сутки по Москве-реке шли. Прибыли, а на месте ни причала, ни условий для проживания на барже. «Я отбил гневную телеграмму начальству, и только тогда нам помогли, бак перегрузили, отправили на завод, потом на космодром. После наладили транспортировку баков самолётами ВМ-Т», – закончил историю ветеран.

«Меня держит здесь то, что в мои годы в нынешней экономической ситуации я вряд ли найду себе применение в Самаре, а здесь меня, как специалиста, ценят», – признаётся Виталий Исаакович. По стопам испытателя пошёл только его старший сын Евгений, работал в РКК «Энергия». Но потом ушёл в другую сферу. Супруга Валерия Ивановна работала на ТЭЦ, 4 года назад уволилась. Династию пока никто не продолжает. У Виталия Исааковича трое внуков и трое правнуков. Так что в будущем всё возможно. Уезжать из Байконура В.Пильдес не хочет. «Мне по комфорту жизни больше импонирует Байконур, чем Самара. Там шумно и суетно, как-то агрессивно. А здесь спокойней, проще и уютней», – пояснил старожил Байконура.

Вячеслав ЕГОРОВ
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост