Город,  Жизнь города,  Из истории города,  История космонавтики,  Космодром

«Энергия-Буран» – легенда отечественной космонавтики

Тридцать шесть лет назад, 15 ноября 1988 года, состоялся первый и единственный космический полёт уникальной советской космической системы: ракета-носитель «Энергия» вывела на орбиту многоразовый космический корабль «Буран». Аппарат стартовал с космодрома Байконур, вышел на орбиту Земли, совершил два витка и благополучно приземлился на специальной полосе аэродрома «Юбилейный» спустя 205 минут. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового оборудования и программного обеспечения.
Это событие стало венцом самой сложной и наиболее дорогой программы отечественной космонавтики, начавшейся в середине 1970-х годов в качестве ответной меры на разработку американских шаттлов. Можно смело утверждать, что программа создания многоразовой космической системы «Энергия-Буран» стала самым масштабным космическим проектом в нашей истории, итогом десятилетий работы космической отрасли целой страны. И если в других этапных событиях в покорении космоса две супердержавы США и СССР шли, что называется, «ноздря в ноздрю», то автоматическую авиационную посадку многоразового корабля американцы смогли повторить только в 2000-е годы и то в гораздо меньших масштабах.

Знакомьтесь – «Буран»
Многоразовый орбитальный корабль «Буран» представлял собой принципиально новый для советской космонавтики летательный аппарат, по своей конструкции и характеристикам превосходящий все ранее созданные в нашей стране космические корабли. По внешнему виду «Буран» напоминал самолёт системы «бесхвостка» и был оснащён килем и крылом переменной стреловидности. Снаружи весь корпус корабля был покрыт специальным теплозащитным покрытием двух типов: в виде плиток различной толщины на основе супертонкого волокна окиси кремния и гибких элементов высокотемпературных органических волокон. Всего на наружную поверхность «Бурана» было нанесено более 38000 плиток.
Двухступенчатая «Энергия», которая вывела «Буран» на орбиту, является самой мощной из отечественных ракет-носителей. Благодаря своей компоновке РН «Энергия» универсальна и способна выводить на околоземные орбиты полезную нагрузку массой более 100 тонн.

Прыжок в будущее
Разработка многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Энергия-Буран», начавшаяся в СССР ещё в 1970-е годы, стала одной из важнейших вех в отечественной космонавтике. За время работы были разработаны тысячи новых материалов и технологий, которые продвинули космическую отрасль далеко вперёд. За 12 лет (считая с выхода правительственного Постановления №132-51 от 17 февраля 1976 года) практически «с нуля» в нашей стране были созданы:
— самый мощный в мире кислородно-керосиновый ЖРД РД-170/171;
— первый отечественный кислородно-водородный ЖРД РД-0120 тягой более 100 тс;
— сверхтяжёлая ракета-носитель 11К25 «Энергия»;
— двухступенчатая ракета-носитель среднего класса 11К77 «Зенит»;
— многоразовый воздушно-космический самолёт (ВКС, или крылатый орбитальный корабль – ОК) 11Ф35 «Буран» стотонного класса, способный осуществлять беспилотный космический полёт с авиационным спуском в атмосфере во всем диапазоне скоростей от орбитальной до посадочной;
— система автоматической посадки ВКС;
— единственный отечественный универсальный комплекс стенд-старт (УКСС), позволяющий проводить наземные огневые испытания и пуски ракет-носителей сверхтяжёлого класса;
— технология воздушной транспортировки крупногабаритных элементов космических систем с заводов-изготовителей на космодром;
— межотраслевая система управления, позволившая реализовать национальную программу подобного уровня сложности.
И это только самые крупные достижения. Для появления «Бурана» потребовалось создать тысячи новых материалов, технологий, производственных процессов, стендов, лабораторий, провести десятки тысяч различных испытаний, измеряемых циклами, трубными, стендовыми и лётными часами наработки многочисленных узлов, агрегатов, макетов, летающих лабораторий и опытных изделий. Фактически была перевооружена вся ракетно-космическая отрасль, а наша авиация вплотную подошла к практическому освоению гиперзвука.
Специально для посадок «Бурана» на космодроме Байконур создан аэродром «Юбилейный» с усиленной взлётно-посадочной полосой. Кроме того, были построены два запасных аэродрома – в Крыму и в Приморье. На всех трёх было оборудование, необходимое для посадки как в ручном, так и в автоматическом режимах. Ещё на 14 площадках как в СССР, так и в дружественных ему странах усилили взлётно-посадочную полосу на случай экстренной посадки корабля. Большие габаритные размеры «Бурана» и планы обеспечения воздушного старта потребовали в короткие сроки спроектировать и построить многоцелевой транспортный самолёт Ан-225 «Мрия». Он, в отличие от ранее модифицированного для этих же целей самолёта ВМ-Т «Атлант», позволял транспортировать «Буран» уже в полностью собранном виде. Кроме того, в перспективе он планировался и для более амбициозной космической задачи – стать своеобразным летающим космодромом. Всего состоялось 14 полётов «Мрии» с «Бураном», среди них – беспосадочный перелёт из Байконура в Киев и триумфальная доставка «Бурана» на авиасалон в Ле-Бурже в 1989 году.
Над одним из самых грандиозных и амбициозных космических проектов Советского Союза трудились свыше 1200 предприятий и организаций, около 2,5 миллионов специалистов и почти 100 министерств и ведомств СССР. На него потратили примерно 17 миллиардов советских рублей. Для сравнения, это почти столько, сколько потратили на всю Байкало-Амурскую магистраль. Но «Буран», рассчитанный на 100 полётов, летал всего один раз без экипажа на борту. Первый и единственный запуск прошёл 15 ноября 1988 года.

205 минут
триумфального полёта
Первый полёт «Бурана» должен был состояться 29 октября 1988 года, но на последней минуте старт был отменён из-за неполадки. Еще 17 дней ушло на поиск и исправление недочёта. Несмотря на надвигающиеся на космодром дождь с ветром старт 15 ноября прошёл успешно. С помощью ракеты-носителя в штатном режиме космоплан вышел на орбиту, совершил два витка вокруг Земли и с высокой точностью приземлился на посадочную полосу.
Полёт и посадка проходили полностью в автоматическом режиме, весь полёт занял 205 минут. Перед самым приземлением «Буран» заставил наблюдателей поволноваться, резко сменив направление и на время пропав из поля зрения антенн. Кто-то в центре управления полётами уже начал составлять сообщения о неудавшемся полёте, кто-то готовился взорвать «Буран» − такое распоряжение было на случай полного отказа оборудования. Но корабль лишь развернулся и зашёл на посадку с другой стороны аэродрома. Такой манёвр был заложен в бортовой компьютер «Бурана». Далее системы с ювелирной точностью посадили корабль, отклонившись от плана всего на несколько метров.
Автоматический полёт «Бурана» был занесён в Книгу рекордов Гиннесса и является непревзойдённым до сих пор.
Триумф и трагедия
К сожалению, этот полёт оказался единственным. После удачного космического полёта корабля «Буран», совершённого в автоматическом режиме, космонавты, прошедшие все этапы подготовки в составе специальной группы по программе «Буран», находились в ожидании следующего, уже пилотируемого полёта. Однако этому не суждено было сбыться. Наступили перестроечные времена, и на дорогостоящий проект не осталось средств. Полёты как на «Буране», так и на «Шаттлах» оказались нерентабельными. К тому же носившая военный характер программа уже была не актуальна в эпоху разрядки международных отношений. В 1991 году МТКС «Энергия-Буран» была переведена в Государственную космическую программу решения народнохозяйственных задач, а в 1992 году было принято решение о прекращении всех работ и консервации созданного задела по этой программе. В 1993 году программа «Буран» была полностью свёрнута. Уникальные космические разработки, во многом опередившие своё время, оказались заживо погребёнными в анналах истории отечественной космонавтики.
Однако, сегодня ещё живы те, кто работал над «Бураном», и они передают знания молодым. Заделы по «Бурану» не растрачены окончательно. Системы автоматического пилотирования, разработанные для космоплана, используются в современных истребителях и беспилотниках. Сотни других технологий, появившихся благодаря «Бурану», используются в различных сферах. А тема многоразовых космических кораблей продолжает развиваться, и, возможно, однажды в космос полетит новый «Буран».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост