vbnvfgj

«Буран» на пьедестале

В Байконуре осталось немало следов самой грандиозной советской космической программы «Энергия-Буран». Взметнувшиеся ввысь диверторы стартового комплекса, громады монтажного и заправочного корпусов, стройные формы стенда динамических испытаний, причудливая ферма «стенд-старта», распластавшийся на севере космодрома аэродром Юбилейный. Всё это оттуда, из начала 1980-х. Но представить уникальность этой программы без самой «птички» – так испытатели называли орбитальный корабль «Буран» – невозможно.

Вот уже 10 лет как посетители музея космодрома имеют возможность лично убедиться в том, какой громадой был «Буран», пройтись внутри его грузового отсека, посидеть за штурвалом космического самолёта. Но путь «Бурана» к вечной стоянке около музея не был простым.

Идея перевезти один из полномасштабных макетов к музею космодрома и превратить его в экспонат возникла сразу же после закрытия программы «Энергия-Буран», но как только начинали считать, в какие суммы это обойдётся, от идеи приходилось отказываться: чтобы провезти корабль с его широкими крыльями по второй площадке, необходимо было временно убрать десятки столбов освещения и электрических опор, да к тому же срубить множество деревьев. Между тем, корабль, установленный на открытой территории, ветшал. Немало любопытных, совершая поездку по космодрому, заезжало к нему: кто-то полюбоваться, кто-то пройтись по крылу «Бурана», а кто-то старался проникнуть внутрь, чтобы что-то скрутить «на память». Обдирали и знаменитую плитку, сплошь покрывавшую корабль. Прошло бы ещё несколько лет, и «изделие» было бы навсегда утрачено.

В конце 2006 года за реализацию идеи перевозки «Бурана» взялся работавший тогда заместителем директора ФКЦ «Байконур» В.Томчук. Он разработал принципиально новую схему транспортировки – в объезд второй площадки. На этой трассе препятствий для «Бурана» было на порядок меньше. Второй особенностью планировавшейся операции стал «байконурский подход» к проблеме: дело общее, участие шефское, «деньги не привлекаются». Необходимую технику для транспортирования «птички» выделили «СпецКриогенМонтаж» (руководители С.Шкурко, И.Ливенков), «СпецТрест-1» (СТ-1, А.Куртов) и аэродром Юбилейный (В.Ушаков).

После обследования «Бурана» и замены колёс транспортной тележки и подготовки трассы можно было переходить непосредственно к перевозке корабля. Существовавшей грунтовой дорогой можно было воспользоваться лишь в морозы, но в начале января 2007 года приоритетной задачей был запуск с Байконура грузового корабля «Прогресс», и как только ракета «Союз» улетела, работы по подготовке вступили в финальную стадию. Медлить было нельзя, так как ожидалась оттепель.

ghddfh

Утром 19 января Буран, ещё накануне перевезённый с места хранения к монтажно-испытательному корпусу площадки 254, был прицеплен к «штатному» тягачу, и водитель Некрасов по команде В.Томчука легко сдвинул «Буран» с места. Корабль вытянули на трассу, и он, слегка подрагивая, двинулся в сторону своей вечной стоянки. Дорога в это время не была оживлённой, и «Буран» пробки не создал, но и того десятка водителей, что наблюдали за перевозкой, хватило, чтобы уже через час весь космодром знал, что «Буран» перетягивают к музею. Корабль легко преодолел спуск и подъём перед второй площадкой, и в районе стелы «Байконур» колонна свернула с шоссе на грунтовую дорогу. Здесь начался самый сложный участок, и большая часть времени транспортирования ушла именно на этот отрезок дороги. Чтобы выбраться из неглубокой низины, пришлось собирать все имеющиеся силы – к тягачу подцепили ещё один тягач и бульдозер. Потом пришлось расчищать дорогу от препятствий. Иногда казалось, что перевозка «упёрлась» в очередное препятствие и закончить её не удастся, но корабль прорывался вперёд, и метров, отделявших его от заветной стоянки у музея, оставалось всё меньше. Наконец, «Буран» преодолел бугор с тыльной стороны музея и ещё через 10 минут был уже у ограды музея. Вся транспортировка заняла чуть более трёх часов.

Главное было сделано. Впереди была ещё долгая и кропотливая работа по приведению корабля в порядок, восстановлению плиточного покрытия и кабины, созданию экспозиции в грузовом отсеке. Эту работу горячо поддержал тогдашний руководитель Роскосмоса А.Перминов, который был одним из инициаторов реконструкции музея в 2004-2005 годах и щедро выделил деньги на реконструкцию «Бурана». При ремонте и восстановлении облика «Бурана» особенно ответственная задача выпала бригаде, которую возглавил В.Инголенко, работавшим с ним С.Мочалину и А.Селезнёву было поручено воссоздать кабину орбитального корабля.

7 апреля 2007 года с первой площадки космодрома стартовал пилотируемый корабль «Союз ТМА-10». А за несколько дней до этого основной экипаж Фёдор Юрчихин, Олег Котов, Чарльз Симони и дублёры Михаил Романенко и Михаил Корниенко совершили небольшую экскурсию по космодрому и стали первыми посетителями «Бурана». С той поры «Буран» пользуется неизменным успехом у посетителей, и его фотографии стали визитной карточкой музея. Обретя новое место, «Буран» стал не просто одним из центральных экспонатов музея: орбитальный корабль стал памятником всем, кто отдал годы своей жизни мечте о советском челноке, он напоминает о том размахе, с которым работали байконурцы по реализации важнейших космических программ. Не вина космодрома, что этот проект настолько опередил время, что оказался невостребованным.

В день 10-летия перевозки «Бурана» в музее космодрома собрались ветераны программы «Энергия-Буран» и участники операции по транспортированию. Ветераны рассказали немало подробностей того, как напряжённо работал центр космодрома с начала реализации «бурановской» программы, и посмотрели документальный фильм о транспортировке «Бурана» и работе по его реконструкции.

Олег ТВЕРСКОЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.