Интервью,  Космодром

Олег НОВИЦКИЙ: «Путь в космос начинается со школьной скамьи…»

Олег Новицкий – Герой России, космонавт-испытатель, заместитель командира отряда космонавтов Роскосмоса, 114-й космонавт России и 526-й  космонавт мира. Провёл на орбите 545 суток, четырежды выходил в открытый космос и работал там
22 часа 33 минуты. В преддверии запуска пилотируемого корабля «Союз МС-26» с 31-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Союз-2.1а», который запланирован на 11 сентября, Олег Викторович в беседе с корреспондентом газеты «Байконур» рассказал об особенностях своей уникальной профессии.

— Здравствуйте, Олег Викторович.  Всем уже давно известно, кто такие космонавты, но, тем не менее, Ваша профессия настолько редкая и необычная, что мало кто в действительности понимает, чем конкретно занимаются современные «покорители космоса» на Земле и  на околоземной орбите. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям поподробнее, чем же занимаются космонавты?

— На Земле космонавты занимаются подготовкой к полёту или послеполётной реабилитацией. На орбите рабочий день расписан точно также по минутам, только отличается рабочее время. На Земле у нас рабочий день с 9 до 18 часов, на орбите – с 6 утра до полдесятого вечера.

— Все мы знаем, что многие мальчишки и девчонки ещё со времён первого полёта человека в космос мечтают стать космонавтами. При этом мало кому известно, что действительно можно и нужно сделать, чтобы воплотить эту детскую мечту в реальность. Вот для того, чтобы стать учителем, нужно поступить в педагогический вуз, чтобы стать врачом – в медицинский, и так далее. С этим всё понятно. А куда пойти вчерашнему школьнику, чтобы в итоге стать профессиональным космонавтом? С чего начинается этот долгий путь в космос?

— Путь в космос начинается со школьной скамьи, потому что без получения базовых знаний человек не может стать профессионалом ни в одной профессии. И чтобы понять, какие требования предъявляются к претендентам на зачисление в отряд космонавтов, нужно зайти на сайт центра подготовки космонавтов и там всё это просто прочитать. Если вкратце, то это должен быть человек не старше 33 лет, который имеет высшее образование, лучше, чтобы оно было техническое, хотя приветствуются представители разных профессий. То есть это могут быть военные, причём не обязательно лётчики, а также инженеры, биологи, врачи. Далее человеку нужно только написать заявление и начать собирать документы в год отбора, приехать, пройти медицинскую комиссию, психологическое тестирование, сдать экзамен по физподготовке и, при удачном стечении обстоятельств, он будет зачислен в отряд.

— У Вас за плечами несколько полётов в космос. Опишите, пожалуйста,  Ваши эмоции и ощущения, когда Вы поняли, что Ваш первый полёт точно состоится? И что Вы чувствовали, когда за вами закрылся люк космического аппарата перед стартом, и Вы поняли, что назад пути нет?

— Во-первых, когда ты узнаёшь, что ты полетишь в космос, это, естественно, такое маленькое личное счастье и радость, потому что не у каждого из отобранных космонавтов появляется реальная возможность летать. Наборы в отряд производят, так или иначе, с каким-то человеческим запасом. Когда за тобой закрывается люк, то это воспринимается просто как маленькая часть огромного длительного пути, процесса подготовки, посадки в ракету, проверки герметичности, и на этом особо внимание не акцентируешь. У космонавтов нет такого понятия, что нет пути назад, то есть путь назад он есть всегда. Ты можешь в любой момент сказать: «Извините, я испугался и в космос не полечу», но, естественно, никто из отобранных кандидатов или космонавтов с опытом этого не делает. Это просто часть штатной работы, которая предшествует, допустим, тому же полёту или предстоящей посадке. Закрытие люка – это как закрытие двери перед выходом в какое-то новое помещение, новый мир. Поэтому могу сказать, у космонавтов нет такого понятия как страх пред полётом или закрытием люка. Тогда теряется смысл всей подготовки и нахождения на своём месте в отряде.

— Вы – один из немногих людей, которые видели нашу планету из космоса. Какая она?

— Если коротко, она просто безумно красивая. Это удивительное зрелище, ты не видишь границ, как на географических картах. Юрий Гагарин,  облетев нашу планету на своём космическом корабле и увидев, насколько она прекрасна, призывал жителей Земли хранить и приумножать красоту нашей планеты, а не разрушать её. И в этом с ним трудно не согласиться.

— Давайте немного поговорим о жизни и быте космонавтов на орбите. Есть ли на МКС своё расписание и строгий распорядок дня? Какие обязательные ежедневные процедуры и работы должен выполнять экипаж станции? Есть ли у космонавтов свободное время, выходные? Чем они обычно занимаются в такие моменты?

— Каждый член экипажа работает по своей программе, которая присылается в виде формы 24 накануне рабочего дня. Перечень работ может быть самый разнообразный. Занятия физической культурой у нас предусмотрены  практически каждый день, за исключением выходных, то есть в выходные можно один день отдохнуть от физкультуры, но каждый член экипажа в любом случае занимается спортом ежедневно.

— Ни для кого не секрет, что еда у космонавтов в тюбиках, а ещё и сублимированная. Расскажите, она для всех одинаковая, или для иностранных космонавтов приготовлена на основе их национальной кухни? Каждый ест своё, или вы делитесь с командой?

— У зарубежных партнёров свои продукты питания, у нас свой рацион питания, еды в привычном понимании у космонавтов нет. Есть консервы, есть сублимированная пища. Мы можем устраивать совместные ужины в конце рабочей недели, в пятницу или субботу на российском или американском сегменте. И мы накрываем, скажем так, стол своих продуктов питания, партнёры могут принести свои. Естественно, можем обмениваться, чтобы попробовать их рацион. В этом проблем никаких нет.

— А на борту есть стиральная машина или у вас одноразовая одежда и бельё?

— Стирки на борту у нас нет. Одежда одноразовая, выдаётся комплект белья на трое суток, отдельно поставляется спортивная одежда. Ну, естественно, средства гигиены.

— С какими ещё бытовыми сложностями сталкиваются космонавты, о которых жители Земли даже не подозревают?

— У нас бытовых проблем нет. Всё предусмотрено. Вместо душа у нас влажные салфетки, влажные полотенца, наборы, скажем так, всех гигиенических средств, включая зубные щётки, бритвы (кому нужно), расчёски, шампуни, крема для рук и лица. То есть всё это есть, конечно, в ограниченном количестве и составе, но, тем не менее, это всё есть. Экипаж там не бедствует, и, скажем так, не страдает от недостатка каких-то бытовых вещей.

— От чего зависит продолжительность полёта? Например, Ваш первый полёт длился чуть более 140 суток, а четвертый – меньше двух недель? При каких условиях и на какой срок возможно продлить экспедицию для космонавтов на МКС?

— Это зависит от программы полёта. В основном выполняем примерно полугодовые полёты, очень редко годовые. Короткие полёты – это как правило какие-то коммерческие полёты, чтобы какой-то из представителей другой страны слетал в космос. Или когда, допустим, была договорённость двух президентов, чтобы гражданин, ну в данном случае гражданка Марина Василевская, слетала в космос со своей небольшой научной программой, насколько это можно было сделать в течение 14 дней. Бывали случаи продления экспедиции. В этом тоже ничего страшного нет, поскольку у нас ещё при Советском Союзе были полёты и больше года. Сейчас экипаж работает на орбите вот практически уже 11 месяцев.

— А вообще вот какой есть безопасный срок пребывания человека в космосе, кто-нибудь просчитывал возможности организма?

— Мы с Вами начинали разговор с того, что космос для нас неблагоприятная среда, и не нужно, скажем так, очень долго в нём находиться. Она и на организм человека воздействует, и очень серьёзная солнечная радиация, и другие неблагоприятные факторы космического полёта, такие как невесомость. Это всё воздействует. Поэтому нужно, чтобы была какая-то весомая цель для длительного продления полёта. Никому не нужны подвиги за счёт здоровья космонавта.

— А есть какое-то ограничение по количеству космонавтов на космической станции?

— Безусловно, ограничения есть, потому что все системы жизнеобеспечения рассчитаны на определённый объём и какой-то ресурс работы. Но, тем не менее, станция у нас довольно просторная, и были случаи, что там присутствовало, по-моему, до 13 человек.

— Есть много мифов о космонавтах. Давайте с вами развенчаем парочку. Правда ли, что всем космонавтам, отправляющимся в космос, удаляют аппендикс?

— Нет.

— Правда ли, что в космосе тихо и темно?

— Ну, это частично. Тихо – да. Но как может быть темно, если там постоянно, 16 раз за сутки, мы видим восход и закат солнца? Там темно, в принципе, не может быть. На самой станции постоянно идёт шум, гул работающих агрегатов, вентиляторов, средств очистки, систем жизнеобеспечения, и уровень шума довольно высокий, поэтому космонавты используют средства защиты своего слухового аппарата. Мы можем работать в берушах, в наушниках с активной системой шумоподавления. Это не обязательно, просто как дополнительное такое средство сохранения здоровья космонавтов. В первом полёте, допустим, я не использовал средства защиты слуха, во всех остальных использовал.

— Давайте вернёмся на Землю. Какие ощущения после приземления? Организм работает так же или иначе?

— Организм привыкает к работе в невесомости, соответственно, после этого не работает вестибулярный аппарат, немного изменена система кровообращения в том плане, что вены слабые. Кровь очень быстро оттекает в нижние конечности, поэтому можно потерять сознание. Для восстановления проводится процесс реабилитации под наблюдением врачей, который по времени занимает 21 день, но космонавт может, скажем, закончить этот процесс немного раньше. Опять же, по показаниям.

— Мы все следим за тем, что происходит на МКС через СМИ и соцсети, а что Вы делаете на Земле между полётами в космос? Каков круг Ваших профессиональных обязанностей?

— Моя должность – заместитель командира отряда космонавтов по подготовке, соответственно на меня возложены функции контроля и обеспечения подготовки своих младших коллег. Кроме того, после полёта у каждого космонавта есть время для занятий физической культурой, и мы стараемся каждый день заниматься спортом. Космонавты посещают лекции, какие-то практические занятия, потому что системы постоянно совершенствуются, обновляются. Естественно, мы должны быть в курсе всех этих изменений. И, конечно, мы много выполняем поездок в целях популяризации космонавтики в различные учебные заведения, на предприятия. Ну и так далее.

— Вы часто бываете в Байконуре. Расскажите, что Вам нравится в этом маленьком космическом городе? Чувствуете ли Вы здесь связь с Вашими предшественниками, первопроходцами покорения космоса?

— Естественно, связь есть. Мы постоянно гуляем по аллее космонавтов, видим деревья, высаженные нашими старшими коллегами. Мы прекрасно понимаем, что работаем на орбите благодаря всем этим предшествующим поколениям, предшествующим полётам. Конечно, космонавты относятся к наследию предшественников с чувством огромной благодарности, а Байконур стал для нас, в принципе, родным, хотя мы обычно не выходим в город в период предстартовой подготовки, но, тем не менее, знаем его довольно хорошо.

— Планируете ли Вы ещё участвовать в космических экспедициях? И в какой момент космонавтов отправляют на заслуженный отдых? Это зависит от возраста, состояния здоровья или ещё от каких-то факторов?

— Всё зависит от состояния здоровья, пока, слава Богу, всё хорошо, и моё руководство ещё видит меня в перспективе летающим космонавтом.

— Напоследок, могли бы Вы дать какие-нибудь наставления или советы юным мальчишкам и девчонкам, мечтающим связать свою жизнь с покорением космоса?

— Да, конечно. В первую очередь, хочу сказать, что нужно действительно очень тщательно подходить к своим занятиям в школе, впитывать то, что дают преподаватели. Это та основная база, которая позволит потом нашим школьникам двигаться дальше по жизни, не бояться раскрывать свои таланты, стучаться в двери и задавать вопросы, не бояться, быть возможно даже немножко дерзкими по жизни, не просто плыть по течению, а высказывать своё мнение, ставить высокие цели, достигать их, лететь к ним, как к звёздам. И пусть этот полёт будет для них бесконечен, именно полёт совершенствования и роста.

Арина РОДИОНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост