Город,  Жизнь города,  Интервью

Сохраняя самое ценное

Текущий год объявлен Президентом России Годом педагога и наставника. В этом году читателей газеты «Байконур» ждёт серия публикаций о лучших педагогах образовательных организаций нашего города. В сегодняшней рубрике «В их руках будущее» мы расскажем о преподавателе детской музыкальной школы №2 – Зиле Галимардановне Закировой.
В 1982 году Зиля Галимардановна окончила ВМШ, отделение хорового дирижирования. В 1987 году окончила обучение в музыкальном училище на отделении хорового дирижирования с отличием. С февраля 1996 года работает преподавателем в детской музыкальной школе №2.
Зиля Галимардановна – настоящий профессионал своего дела, эффективно применяет свои знания на практике в педагогической деятельности. Она трудолюбивый, добросовестный, знающий и по-настоящему творческий педагог. Основательная теоретическая подготовка, тщательный отбор методов и приё-
мов ведения каждого урока, умение подобрать и грамотно использовать дополнительный материал делают её уроки необычайно интересными, содержательными, воспитывающими. Зиля Галимардановна умеет преподнести учебный материал не просто понятно и доступно, но и эмоционально, увлекая учащихся в более глубинное изучение предмета. Она обеспечивает достойный уровень подготовки своих учеников, высокую результативность и качество учебных достижений выпускников.
В общении с детьми Зиля Галимардановна всегда придерживается доброжелательного тона, внимательно выслушивает каждого ребёнка, справедливо решает все спорные вопросы между учениками, постоянно интересуется их достижениями, создаёт условия для индивидуального раскрытия личности каждого. Зиля Галимардановна поддерживает тесную связь с родителями своих учеников, активно привлекает их к проведению различных мероприятий, созданию в классе комфортных условий для детей. В педагогическом коллективе Зиля Галимардановна пользуется авторитетом и уважением со стороны коллег и работников школы.
По традиции Зиля Галимардановна ответила на несколько вопросов нашей редакции о своей профессии.
— Почему вы решили стать учителем?
— В 70-80-ые годы прошлого века был бум на музыкальное образование, и все мамы старались своих чад приобщить к музыке, танцам. Благо, что в советское время музыкальные школы были доступны всем, кто обладал хорошими музыкальными данными. Так, в возрасте 8 лет я поступила в детскую музыкальную школу города Кзыл-Орды. Я очутилась в сфере музыки и творчества, в которой я нахожусь до сих пор и ощущаю себя на своём месте.
Отучившись в школе, сразу поступила в Кзыл-Ординское музыкальное училище, после окончания которого я работала в своей родной музыкальной школе. Должна отметить, что я всегда с благодарностью вспоминаю своих школьных учителей и преподавателей училища, которые меня сформировали и как педагога, и как музыканта, и как взрослого человека. Каждый из них оставил свой след в моей душе. Как можно было сойти с этого пути, где столько добрых, влюблённых в музыку и творчество, любящих меня, верящих в мою успешность людей?! У меня не было шансов и вариантов уйти в другую сферу.
Затем были 90-ые годы, переезд в Байконур, высшее образование, многолетний труд с детьми, работа с детским хором, творческие поиски новых методов обучения, формирование репертуара, опыт участия в городских, затем областных, республиканских и международных музыкальных конкурсах. Так и прошли эти 36 лет творческого труда, которые я тоже вспоминаю с теплом и гордостью.
Во все времена ценились люди, занимающиеся каким-либо делом мастерски, творчески, с вдохновением. Особенно были востребованы такие профессии, как повара, портные, парикмахеры, врачи и учителя. Высокого мастерства в своём деле профессионалы достигают со временем, приобретая опыт и знания. Будучи преподавателем музыки, я совместила в своей работе два важных для любого человека понятия – искусство и образование, музыка и дети. Более того, музыкальный педагог является посредником между детьми и самой тонкой частью внешнего мира – искусством. Думаю, это большая ответственность под силу не многим. Как учили меня мои педагоги, самое лучшее, самое качественное приобретается только после приложения огромных усилий. И в музыке, и в педагогике в том числе. Меня приучили и дома, и в школе, и в училище не бояться никакой работы, не избегать сложностей. И в педагогической деятельности мне это помогает. А профессия учителя даёт простор для приложения своих знаний, творческих способностей, фантазии, позволяет принимать самостоятельные решения, находиться в постоянном поиске талантов, взращивать их и гордиться их успехами. Одним словом, эта профессия для тех, кто 24/7 готов служить просвещению, прилагая все свои знания, навыки и человеческие ресурсы.
— Каким должен быть современный учитель?
— Каждая эпоха, исторический период вырабатывает свои требования перед людьми, государством, вносит коррективы во все сферы жизни общества в целом и человека в частности. Современный этап характерен быстротечностью глобальных событий, многоликостью форм и содержания реальности. Другой стороной современного мира является цифровизация, информатизация, охватившие все сферы личной и общественной жизни.
Многое поменялось и в работе учителя: в связи с глобальными процессами изменилась концепция педагогической деятельности, усовершенствована политика воспитания и обучения, обновилась система основного и дополнительного образования и т.д. Но неизменными остаются доверительные взаимоотношения между учителем и учеником, любовь к общему предмету, общие цели и достижения, взаимовлияние на личностный рост каждого из них.
Если учитель видит своё призвание в том, чтобы учить и учиться самому, не останавливаясь, то такой учитель сможет принести максимум пользы для общества. Невозможно учить ребёнка без любви к нему самому и к музыке. Этой гармонии удаётся достичь не всякому педагогу. Мне повезло: я люблю своих учеников, обожаю свою работу, не представляю свою жизнь без музыки. Без душевной отдачи невозможно достичь душевного равновесия, которое достигается только после получения положительных результатов.
«Все дети – это звёзды. Просто кто-то горит ярким светом, освещая и затмевая всё вокруг, а кто-то светит внутри себя. Для педагога важно заметить этот свет в каждом ребёнке», – так сказал Борис Михайлович Теплов, один из выдающихся знатоков психологии музыкальных способностей. Если педагог в многочисленной аудитории смог разглядеть эту звезду, помог ученику вырасти и познать гармонию от занятий музыкой, значит, не зря потрачены годы учёбы и совместного труда. Ведь для учителя самое главное – помочь ребёнку с помощью музыки постичь красоту реального мира и достичь духовного совершенства. Остальное само приложится: и освоение новых методик, и внедрение онлайн приложений, и применение интерактивных инструментов обучения и т.д. Современному учителю есть из чего выбрать: имеются и школы разной направленности, и различные образовательные программы, и доступные инновационные методики обучения. Есть площадки для экспериментов в виде конкурсов разного уровня и масштаба, под рукой вся электроника в помощь. Всё зависит только от личности учителя. Так что, как и было тысячи лет назад – личность учителя на первом плане. Его доброта, образованность, культура, профессионализм высоко ценятся и в ХХI веке.
— В чем заключается учительское счастье?
— Каждый учитель стремится взрастить поколение, которое должно хоть на толику превзойти своего учителя. За время моей педагогической деятельности прошли обучение сотни детей, многие из которых, как и я, связали свою жизнь с музыкой. Я горжусь этим: ведь в этом немаловажную роль сыграла и я.
Вообще, счастье – это не абстрактное понятие, оно имеет конкретное, реальное проявление в виде достижения сначала цели, потом мечты. В этом я убеждена. Чтобы мечта сбылась, необходимо долго и упорно трудиться, учиться, экспериментировать, пройти через страдания, огорчения, потери, пережить провалы, но всегда верить, что выбранная тобой дорога неминуемо приведёт к мечте. Я прохожу этот тернистый путь как в первый раз с каждым своим талантливым ребёнком. Но сколько радости и гордости я испытываю за обучающегося, когда мы «берём высоту», а она у каждого ребёнка своя. Считаю, учительское счастье воплощается в виде успеха его учеников в результате совместного труда. Так что я могу отнести себя к категории счастливых учителей.
— У Вас есть профессиональная заветная мечта?
— Нет человека, живущего без мечты, и она у каждого своя. В профессии у меня есть некоторые достижения, чем я очень горжусь. Но мечта всё-таки есть. Она касается возможности приобщения к искусству, музыке всех, кто хочет и должен получить музыкальное образование. К сожалению, у людей, живущих в отдалённых уголках нашего земного шара, нет такой возможности – получить музыкальное образование. А сколько талантов, самородков проживают в сёлах и районах – остаётся только догадываться. Они так и остаются нераскрытыми, довольствуясь пением и игрой на музыкальных инструментах во время местных концертов. Есть среди них настоящие таланты, о которых знают только местные жители.
Хотелось бы, чтобы у всех были равные возможности для развития своих индивидуальных способностей. Для этого нужно открыть повсеместно бесплатные музыкальные школы, оснастить их современными техническими средствами, снабдить передовыми педагогическими кадрами, дать им возможность участвовать в различных конкурсах и проектах и т.д. Я вижу будущее именно таким.
Соприкасаясь с музыкой, человек устремляется ввысь к красоте, гармонии, доброте, честности, справедливости. Поэтому выражение Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир» не потеряло своей актуальности и сейчас – в эпоху скоростей, новых наук и технологий, высоких требований к человеку, часто являющихся источником стресса и трагедий. Нужно учиться жить и выживать в этом быстроменяющемся мире, причём передвигаясь поступательно и сохраняя самое ценное, передавая из поколения в поколение. Мы, учителя, являемся ключевой фигурой в этой эстафете поколений.

Арина РОДИОНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост