Уроки о важном
В рамках Национального конкурса профессионального мастерства «Педагогическая лига: российское казачество» 24 октября в средней школе №1 им. Г.М. Шубникова прошёл открытый урок по теме «Казачество». Мероприятие для учеников 8 «А» класса подготовила и провела учитель географии высшей квалификационной категории Елизавета Мадхатовна Вассина.
Конкурс организован федеральной инновационной площадкой Минобрнауки России в рамках Единого календаря образовательных событий Минпросвещения России с целью популяризации знаний о казачьей культуре и истории казачества среди детей и молодёжи, а также поощрения наиболее отличившихся работников отечественной системы образования в этой сфере.
Казачество представляет собой уникальное историко-культурное явление, внесшее значительный вклад в формирование российского государства и культуры. Традиции и ценности казаков – мужество, отвага, верность Родине и товариществу – служат ярким примером для подрастающего поколения, формируя у него чувство гордости за свою страну и её историю.
Эпиграфом к своему уроку Елизавета Мадхатовна выбрала слова Л.Н. Толстого: «Россия родила казачество. А казачество создало Россию». И выбор этот был совершенно оправдан. В ходе открытого занятия ребята узнали о сложной, трагической и героической судьбе русского казачества. Красной нитью через весь урок прошла мысль о том, какой огромный вклад внесли казаки в формирование и становление российского государства. Школьники посмотрели видео-фрагменты художественных фильмов «Тихий Дон» и «Неслужебное задание», рассказывающие об активном участии казаков в защите Родины от немецко-фашистских захватчиков, а также казацких разведчиках, которым даже во время Великой Отечественной войны разрешалось ходить в костюмах кубанских казаков. Яркими примерами для подрастающего поколения стали рассказы о подвиге Кузьмы Крючкова – георгиевского кавалера Первой мировой войны, и кубанской казачки Матвеевой, ставшей первой женщиной, которая получила Георгиевский крест за проявленный героизм.
Узнали ребята и об особенностях воспитания в семьях казаков: в возрасте одного года ребёнка сажали на коня, делая первый круг по двору, а в три года мальчик уже умел ездить по двору верхом самостоятельно и начинал заниматься рукопашным боем, в пять – мог сам скакать по степи и начинал помогать на пахоте, в семь – начинал стрелять из ружья, а в десять осваивать шашку. На семнадцатилетие молодой казак получал собственную шашку.
Особую атмосферу и настроение урока создавали песни в исполнении казачьего хора «Не для меня придёт весна» и «Когда мы были на войне», а сама Елизавета Мадхатовна была одета в традиционный наряд кубанской казачки.
Популяризация казачества в системе образования способствует духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи, помогает формировать у них патриотизм, гражданскую ответственность и уважение к культурному наследию. Включение элементов казачьей культуры в образовательный процесс – будь то уроки истории, географии, литературы или внеурочная деятельность – обогащает учебный материал, делая его более живым и интересным для учащихся.