Благотворительность,  Город,  Жизнь города,  Образование

Воспитание без крика, или как помочь «невыносимому» ребёнку

Воспитание ребёнка – процесс непростой и весьма длительный. На плечи родителей и педагогов ложатся ответственные задачи – помочь «маленькому человеку» успешно развиваться в соответствии с возрастными особенностями, благополучно социализироваться и адаптироваться в различных жизненных обстоятельствах, своевременно осваивать необходимые навыки и умения и многое другое. Вполне естественно, что этот процесс сопряжён с немалым количеством сложностей. Одна из наиболее распространённых проблем, с которой сталкиваются почти все современные родители и педагоги, – нежелательное или, выражаясь простым языком, «плохое» поведение ребёнка. Каждый родитель хоть раз в своей жизни сталкивался со вспышками гнева у малыша, капризами, истериками, нежеланием выполнять элементарные требования или с попытками любой ценой добиться желаемого. А что делать если такое поведение становится нормой для ребёнка и настоящей проблемой для семьи? А затем с этими же проблемными моделями поведения ребёнок отправляется в детский сад, испытывая немало сложностей в адаптации в коллективе сверстников? Зачастую родителям не хватает терпения, опыта или элементарных знаний, чтобы помочь ребёнку справиться с негативными поведенческими проявлениями. Здесь на помощь семье приходят психологи дошкольных учреждений, которые проводят огромную работу по выявлению, анализу и коррекции проблемного поведения дошкольников.

Эта работа очень сложная и кропотливая. Она требует от педагогов серьёзной подготовки, немалых теоретических знаний и практических навыков. И, конечно, немалую роль в процессе подготовки квалифицированных кадров играет проведение семинаров, конференций и круглых столов, в ходе которых происходит постоянный обмен опытом и знаниями между коллегами. Благотворительный фонд помощи инвалидам «БлагоДари город Байконур» ежегодно приглашает специалистов для организации образовательных мероприятий для педагогов и родителей города.
Одно из таких мероприятий состоялось в минувшую пятницу, 19 ноября, в Центре развития творчества детей и юношества. Более пятидесяти педагогов дошкольных образовательных учреждений посетили лекцию на тему «Работа с проблемным поведением». Мероприятие подготовили и совместно провели педагог-психолог детского сада №26 «Красная шапочка» Алёна Владимировна Зайченко и учредитель благотворительного фонда помощи инвалидам «БлагоДари город Байконур», директор инклюзивного центра семьи «ДОМ», педагог-психолог –
Роза Максимовна Баймаханова. Мероприятие прошло при поддержке управления образованием города.
На лекции были рассмотрены различные формы нежелательного поведения у детей, мешающие процессу обучения и адаптации в образовательных учреждениях, а также факторы, способствующие их возникновению. Алёна Владимировна и Роза Максимовна помогли коллегам разобраться в самом понятии «поведения» и рассмотрели возможные способы его коррекции. Специалисты поделились своими знаниями, накопленными за время многолетней работы с детьми, и привели многочисленные примеры из собственного практического опыта.
Как выяснилось, причины, лежащие в основе негативного поведения могут быть различными: наследственность, физиологические изменения в процессе развития, среда, в которой находится ребёнок и последствия, которые неизменно влечёт за собой его плохое поведение. Кроме того, для того чтобы решить проблему нежелательного поведения, в любом случае, стоит исключить неблагоприятное влияние медицинских факторов и сопутствующих трудностей развития. Так для детей с особенностями развития нежелательное поведение – это не проявление внутреннего негативизма, а способ самоуспокоения, попытка общаться и контактировать с окружающей средой.
Обычной практикой работы с нежелательным поведением считается анализ развития ситуации в пространстве и времени. Собираются сведения о том, как часто происходят неприемлемые реакции, в какое время. Важно знать, что происходило непосредственно перед вспышкой гнева у ребенка (что явилось «пусковым механизмом»), как разворачивалось поведение, что случилось после этого. Необходимо также зафиксировать реакцию присутствующих на нежелательное поведение ребенка.
Самым эффективным способом преодоления эмоциональных вспышек у ребёнка является их профилактика. Понимая, в какое время, в какой ситуации и на что реагирует малыш нежелательным поведением, можно заранее менять обстоятельства, избегая «пусковых механизмов» агрессивного поведения.
Успешно предупреждать нежелательное поведение у малыша позволяет также понимание мотива, или то, каких целей, сам того не осознавая, достигает ребенок при помощи таких реакций. Если цель – это внимание взрослого, то малышу в полной мере должны оказываться эмоциональное тепло и поддержка, – но лишь тогда, когда его поведение не выходит за рамки приемлемых границ. Во время «эмоциональных бунтов» взрослые должны вести себя максимально нейтрально, или вовсе игнорировать нежелательное поведение (но не самого ребенка). В том случае, если целью нежелательного поведения является избегание требований взрослого, нельзя идти на уступки. Возможно, просто малышу нужно немножко помочь, т.к. самостоятельно справиться с поставленной перед ним задачей он пока не в состоянии. Кроме того, очень часто маленькие экспериментаторы при помощи нежелательного поведения пытаются расширить или проверить на прочность границы дозволенного. В таком случае спокойное, терпеливое и последовательное поведение взрослого «проводника», способного понимать ребёнка и бережно знакомить с миром, будет наилучшей «прививкой» от эмоциональной нестабильности.
Всё это и многое другое было подробно рассмотрено участниками встречи. В целом, стоит отметить, что вопросы и методы работы, предлагаемые на лекции, весьма актуальны не только для педагогических работников и психологов, но и для всех родителей, желающих помочь своему малышу на разных этапах взросления. Именно поэтому двумя неделями ранее, 5 ноября, в центре семьи «ДОМ» для родителей был проведён круглый стол на аналогичную тему – «Когда ребёнок «плохо» себя ведёт». Ведь, как известно, воспитание начинается в семье, а значит без помощи родителей педагогам не обойтись. И именно работа с семьёй занимает немалое место в профилактике и коррекции нежелательного поведения детей.
Лекция получилась весьма познавательной и насыщенной. Педагоги получили возможность не только познакомиться с опытом своих коллег и конкретными методическими разработками в данном направлении, но и задать интересующие их вопросы.
Подводя итоги, хочется ещё раз напомнить всем взрослым, что для любого ребёнка плохое поведение прежде всего форма коммуникации, способ привлечь к себе внимание и сообщить о своих нуждах. Поэтому, если малыш плохо себя ведёт, важно попытаться понять, что он хочет этим «сказать». Ведь дурное поведение в различных ситуациях может означать: «не знаю, как справиться с этой ситуацией», «мне нужно твоё внимание», «это для меня слишком трудно», «хочу заняться чем-нибудь другим», «я устал»… А значит от того, насколько быстро и грамотно взрослый человек рядом распознает эти сигналы о помощи, зависит то, насколько успешно ребёнок сможет справиться с нежелательным поведением и научиться другим, более приемлемым в обществе способам сообщить о себе.

Марина УЛАНОВА
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост