Жизнь города,  Интервью

«Выбирая между Восточным и Байконуром… я выбираю Байконур»

В перерывах между встречами депутат Государственной думы Сергей Жигарев пообщался с корреспондентом газеты, рассказал о себе, поделился мыслями о развитии космонавтики и впечатлениями о Байконуре.

— Сергей Александрович, расскажите немного о себе и своей работе.
— Из моей биографии уже известно, что в политику меня привёл Дмитрий Олегович Рогозин. Так же как и Алексея Журавлёва, и Константина Бусыгина. И теперь так сложилось, что город Байконур, которым руководит Константин Дмитриевич, оказался в моём одномандатном округе, а Дмитрий Олегович с вице-премьера ушёл в Госкорпорацию «Роскосмос» и теперь непосредственно связан с космодромом. Так что Байконур стал точкой пересечения наших общих задач и интересов.
Что касается моей деятельности в Госдуме, то у меня, как у председателя комитета, очень тяжёлая работа, потому что это огромное количество поездок – и с председателем правительства, и с председателем Государственной думы. И это очень большой перечень важных задач.
— Вы побывали в Байконуре в 2016 году. На Ваш взгляд, с того времени город изменился?
— Скажу честно, поменялся. Не могу сказать, что ярко и кардинально, но точно на улицах стало чище, больше стало порядка, появилось больше наружной рекламы. Мне, конечно, очень хочется, чтобы в Байконур более активно вкладывались деньги, в том числе федеральные, чтобы развивалась социальная сфера, появились кинотеатры и другие места, где можно провести досуг, в том числе различные открытые площадки. Константин Дмитриевич рассказал мне, что в городе недавно проведена реконструкция зоны отдыха с сероводородным источником, поэтому в мой приезд к вам в мае я хочу её посмотреть. Я также знаю, что есть проект преобразования города. Надеюсь, что город будет развиваться.
Я, конечно, благодарен предыдущему руководству города за поддержку, которую мне оказали на выборах. Но, тем не менее, должен отметить, что руководство через какое-то время должно меняться, потому что глаз «замыливается». Хочу отметить, что нынешний глава города Константин Бусыгин имеет богатый опыт работы в федеральных структурах: он возглавлял концерн «Калашников» и Росграницу (Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации), а также имеет опыт работы в муниципальном образовании. Поэтому Константин Дмитриевич умеет ставить задачи очень конкретно: что ему нужно, и в чём ему нужно помочь. Вот в этом году будет отмечаться юбилей Байконура, в следующем – юбилей первого полёта человека в космос, и в связи с этим у президента России в апреле 2021 года запланирована поездка в Байконур. И вам нужна помощь в подготовке к этим значимым событиям.
— Сергей Александрович, каким Вы видите будущее российской космонавтики и Байконура?
— Начну с того, что, будучи в прошлой Госдуме первым заместителем председателя Комитета Госдумы по обороне, я курировал «Спецстрой» в Министерстве обороны. Поэтому история со строительством космодрома Восточный происходила на моих глазах. Говоря честно, никто не застрахован от ошибок. Вспомните, Пётр I построил первый воронежский флот, который сгнил в Азовском море. Он, конечно, напугал турок, но ни одна пушка с этих кораблей ни разу не выстрелила. И вся флотилия, а это более 80 кораблей, так по-настоящему и не вышла в открытое море. И, по сути, потом Петру I пришлось на Балтике строить новый флот.
В моём понимании, может быть, это и звучит ужасно, мы поторопились с космодромом Восточный с точки зрения принятия решения о его строительстве. Безусловно, в середине 2000-х годов у нас были успехи в экономике, было желание иметь вокруг себя всё своё: свою олимпиаду, свой чемпионат мира по футболу, свои высокоскоростные железные дороги, свой гражданский космодром. Это очень хорошее дело, потому что, как показала ситуация с Украиной, наши контрпротивники в экономике и международной политике не спят и могут воспользоваться ситуацией не в нашу пользу.
Но вместе с тем мы прекрасно понимаем, что Байконур не востребован Казахстаном без российской космической промышленности, а российская космическая промышленность востребована в Байконуре. Поэтому вопроса, уйдёт Россия с Байконура или не уйдёт, быть не может. Байконур вообще уникальный, даже глава города здесь уникальный: он назначается президентами двух стран.
С Восточным же всё очень сложно, туда вложены огромные деньги. Но я абсолютно уверен, что информация о 95% уголовных дел, которые были возбуждены, и в прессе озвучены, и президенту доложены, носит конспирологический, даже больше имиджевый характер. На самом деле космодром до этого времени никто не строил: нет смет и проектной документации, люди вышли на стройку, не имея технологических документов. Плюс есть сложности с тем, что туда нужно привезти рабочих, которые должны иметь сертификаты об образовании, не иметь судимостей и так далее. При этом зарплата для строителей на Восточном считалась как в среднем по России, а условия для работы там тяжелейшие. На сегодняшний момент на космодроме Восточный уже имеется большая инфраструктура, а запуски там осуществляются не на системной основе.
Вместе с тем, Россия арендует Байконур, но не осуществляет такого количества пусков, чтобы иметь два космодрома. Выбирая между Восточным и Байконуром, не потому что Байконур входит в мой округ, а с точки зрения экономики, инфраструктуры, местоположения и расположения полей падения отделяющихся от ракет ступеней, я выбираю Байконур.
— Ваши пожелания байконурцам.
— Счастливой жизни и хорошего будущего!

Беседовала Анна КАДЫШЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост