DSC_0760

Юные таланты определяют будущее

В Байконуре завершился республиканский научный форум одарённых детей. Традиционно в начале апреля в Международной космической школе проводятся международные научные соревнования по космическим исследованиям «Открываем мир науки». Гостями Байконура стали 350 школьников из разных уголков Казахстана.

Отбор на конкурс очень строгий. В нём участвуют только победители областных и республиканских соревнований. Именно этим объясняется высокий уровень форума, а его дипломанты получают право без сдачи ЕНТ (единого национального тестирования) поступить в выбранный вуз. Защищают свои работы школьники как в высших учебных заведениях – перед компетентным жюри, в составе которого преподаватели и профессоры университетов.

Авторами научных работ стали учащиеся казахстанских школ и центров творчества. Проект космической прачечной представила ученица школы-лицея г.Лисаковска Екатерина Харьковская. По ее мнению, в условиях длительных межпланетных полётов возникнет необходимость в стирке вещей космонавтов. Юный изобретатель надеется, что её проект возьмут на заметку конструкторы космической техники.

Профессор казахстанского филиала МГУ Арман Саулебеков:
«Всё самое лучшее в физике, химии, материаловедении, медицине, радиоэлектронике, компьютерных технологиях – всё это воплощается в космосе. Я думаю, что вы, одарённые школьники – воплощение всего лучшего, что есть в образовании в Казахстане. Поэтому ваши достижения во многом определят будущее страны».

Учащийся гимназии №56 г.Алматы Аркен Нуркан представил новую модель скафандра для использования на Марсе и Луне. В основу новинки положен принцип «Люк-Лаз-Скафандр», который, по мнению изобретателя, упростит процесс одевания скафандра и улучшит комфорт и производительность работы в условиях малой гравитации.
Но не только работы на космическую тему были представлены на научном форуме. Юных учёных также интересовали проблемы экологии, биохимии, прикладных наук.

Ученица 11 класса гимназии №46 г.Алматы Эда Хаджифазлыоглу презентовала работу «Этиология, распространение и меры борьбы с болезнями плодово-ягодных растений на Юго-востоке Казахстана». Цель проекта – сохранение разнообразия генетического наследия хозяйственно ценных видов растений. Хоть тема и не связана с космосом, Эда надеется, что подобные эксперименты будут проводиться и на орбите Земли. Занимается наукой школьница уже 2 года и планирует выбрать профессию медика-онколога.

Выпускница 11 класса школы-лицея №20 г.Павлодара Акбота Болатбеккызы защитила необычную работу «Видовой состав и эколого-морфологические особенности бесхвостых амфибий поймы реки Иртыш в окрестностях города Павлодара». Проще говоря, ловила и изучала лягушек. «Поначалу лягушек боялась, они скользкие такие, потом привыкла. Они же не кусаются», – с улыбкой призналась Акбота. Кроме того, школьница догадалась и ответила на каверзный вопрос корреспондента газеты о том, почему водоплавающие ещё не были в космосе – потому что в условиях невесомости вода теряет текучесть и превращается в каплю. «Изменение обстановки плохо повлияет на рыб и лягушек», – предположила исследовательница. Акбота также восторженно отозвалась о Байконуре, в котором была в первый раз.

Председатель жюри форума – доктор физико-математических наук, профессор Института космических исследований им. У.М. Султангазина Казбек Бактыбеков подчеркнул: «Мы постарались оценивать таким образом, чтобы из сложной системы найти ценные зёрна, которые помогли бы нашему государству. И мы нашли такие работы и таких людей».
На закрытии форума директор МКШ Дмитрий Шаталов под овации дипломантов сообщил, что каждый из них получит на память фотографию крайнего экипажа, взлетевшего с космодрома 19 марта, с автографами космонавтов Роскосмоса Алексея Овчинина, Олега Скрипочки и астронавта НАСА Джеффри Уилльямса.

Организаторами научного форума для школьников Казахстана, России и Байконура выступили республиканский научно-практический центр «Дарын» Министерства образования и науки РК, администрация города Байконура и лицей «Международная космическая школа имени В.Н. Челомея». Соревнования проводились по 5 секциям: «Космическая техника и инфраструктура»; «Космические информационные технологии и моделирование»; «Экология и космическая деятельность»; «Астрофизика и эволюция Вселенной»; «Солнечная система».

Вячеслав ЕГОРОВ
Фото автора

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.