Космодром

«300 спартанцев» Байконура

Испытатели космодрома поработали на Куру и Восточном. Не важных пусков не бывает. Это правило в равной мере распространяется не только на Байконур, но и на все остальные космодромы мира. Эту мысль доносят до своих подчинённых начальники, инструктируя испытателей перед отправкой их в командировки, которые в последнее время стали стабильными для многих специалистов космодрома. 

Апрель выдался «командировочноёмким»: в Гвианском космическом центре (космодром Куру во Французской Гвиане) и на космодроме Восточный в Амурской области в финальную стадию вступили пусковые кампании, и для участия в испытаниях ракет, подготовке наземной космической инфраструктуры и непосредственной работы в составе совместных расчётов запуска на эти космодромы были направлены многие специалисты Космического центра «Южный» и байконурского филиала самарского ракетно-космического центра «Прогресс».

Первым должен был отработать космодром Куру: пуск ракеты-носителя «Союз-СТ-Б» с разгонным блоком «Фрегат-М» и европейским спутником дистанционного зондирования Земли «Сентинель-1Б» (Sentinel-1B) был намечен на 22 апреля. Подготовка к пуску шла по графику; после завершения работ по сборке ракеты её вывезли на стартовый комплекс, где к ракете-носителю пристыковали головную часть. Расчёты «Прогресса» и Космического центра «Южный» начали готовиться к заправке. Однако вмешалась погода, и Европейское космическое агентство отложило пуск на сутки.

На следующий день, 23 апреля, пуск не состоялся по техническим причинам, и его опять пришлось сдвигать на сутки. Но и 24 апреля «Союз» не улетел из-за возникших технических трудностей… И лишь 25 апреля в 18 часов 2 минуты по времени космодрома Куру (в Москве было 0:02 26 апреля) ракета стартовала. Три её ступени отработали по циклограмме, затем включился «Фрегат», который доставил Sentinel на целевую орбиту.

Работавшие на Куру россияне приступили к консервации оборудования, стали паковать чемоданы и готовиться к возвращению на Родину.
А все взоры космической общественности, и так постоянно державшие в фокусе космодром Восточный, были сосредоточены на российском Дальнем Востоке.

Здесь с середины апреля шла сборка космической головной части: спутник «Ломоносов» и два его попутчика «Аист» и «СамСат» были пристыкованы к разгонному блоку «Волга» (в последние пару лет на «Прогрессе» принято вместо термина «разгонный блок» употреблять эквивалентное словосочетание «блок довыведения»). После того как головной обтекатель укрыл разгонный блок и спутники, головную часть перевезли в зал ракеты-носителя, где её пристыковали к «Союзу».

Предстоящее рождение нового российского космодрома вызывало громадный интерес у средств массовой информации и в социальных сетях, и на Дальний Восток съехались десятки журналистов для освещения событий.

Утро 25 апреля началось на космодроме Восточный с транспортирования ракеты космического назначения из монтажно-испытательного корпуса на стартовый комплекс. После доставки ракеты на пусковую установку начались работы по графику первого стартового дня: расчёты предприятий Роскосмоса выполнили установку ракеты-носителя в вертикальное положение и подвод мобильной башни обслуживания. К носителю были пристыкованы коммуникации от наземной проверочной аппаратуры для её предстартового тестирования. 26 апреля работы продолжались. Проверки были успешно завершены.

Небольшое отступление: во второй половине марта на Восточном был проведён так называемый «сухой вывоз», в ходе которого ракету «Союз» вывезли на стартовый комплекс и в течение нескольких дней проводили тестирование оборудования. Исключением стала только заправка ракеты-носителя компонентами топлива. Так что работы, которые проводились на стартовом комплексе 25 и 26 апреля, в марте уже выполнялись, а вот дальнейшая подготовка к пуску, начавшаяся в ночь с 26 на 27 апреля, на Восточном проводилась впервые, и именно здесь специалисты ожидали подвохов. Тем не менее, и системы ракеты-носителя, и стартовое оборудование пусковую циклограмму проходили успешно. По технологии, отработанной в Байконуре сотни раз, специалисты самарского «Прогресса» и Космического центра «Южный» провели заправку ракеты-носителя компонентами топлива. Ракета «парила» кислородом, циклограмма отсчитывала время, оставшееся до пуска, расчёты, выполнив свои задачи, уходили в эвакуацию. Время пуска приближалось, напряжение росло, но за полторы минуты до «контакта подъёма ракеты» автоматика прекратила предстартовый отсчёт. Пуск перенесли на сутки.

Перенос на сутки – стандартная процедура в космической сфере, но для Восточного ситуацию обостряло ощущение премьеры и наличие большого числа руководителей самого высокого ранга.

Неисправность была обнаружена быстро, устранение неполадок также не заняло много времени, и в ночь с 27 на 28 апреля вновь была запущена предстартовая циклограмма. Естественно, момент был волнительным, но в этот раз у автоматики «претензий» не было, и в 5 часов 1 минуту самарское творение с грохотом оторвалось от стартового комплекса, возвестив о рождении нового российского космодрома на Дальнем Востоке.

Через десять минут пошли доклады об отделении разгонного блока со спутниками от последней ступени ракеты-носителя и о включении «Волги», которая довыводила спутник на целевую орбиту. Когда же поступила информация об отделении космических аппаратов и их включении, все смогли вздохнуть с облегчением.

Примерно через три часа после пуска, когда спутники оказались на целевой орбите, в работу по сопровождению космических аппаратов, приёму от них телеметрической информации и уточнению параметров полёта включились расчёты измерительного комплекса космодрома Байконур – спутники в это время находились в зоне видимости наших измерительных средств. Сотрудники измерительных пунктов справились с задачами по «виткам», и полученная информация была передана в пункт управления.

Ракета «Союз», известная всему миру по множеству космических рекордов, побила ещё один, на этот раз земной рекорд, став ракетой-носителем, которую запускают с четырёх космодромов.

А в пятницу, 29 апреля, Байконур встречал чартер, который руководство Роскосмоса наняло специально, чтобы вернуть на южный космодром часть специалистов, командированных с него на Восточный. Возвращению на родину радовались все, а особенно те, кто покинул Байконур ещё в середине января и всё это время работал на Восточном, занимаясь подготовкой пуска.

Байконур встречал своих испытателей так, как принято встречать космонавтов – в аэропорт Крайний прибыли руководители космодрома, а группа школьников скандировала «Молодцы!» и размахивала флажками.

Восточный работает, но первый пуск проводился на объектах пускового минимума, большинство которых ещё не приняты в эксплуатацию.

Строителям и изготовителям наземного оборудования предстоит немало сделать, чтобы «довести до ума» свои объекты. А специалистам космодрома нужно готовиться к очередным командировкам на Дальний Восток для работы в составе комиссий по контролю строительства и приёмке в эксплуатацию построенных объектов.

Ждёт байконурцев и Куру: очередной пуск с космодрома в Южной Америке намечен на 24 мая – ракете-носителю «Союз-СТ-Б» и разгонному блоку «Фрегат-М» доверена работа по очередному пополнению спутниками европейской навигационной системы «Галилео».

Олег УРУСОВ
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост