Город,  Интервью,  Культура,  Образование

Две струны – беспредельное множество вариантов понимания

Этим летом, в первое воскресенье июля, казахстанцы отметят Национальный день домбры. Праздник был учреждён три года назад Первым Президентом Казахстана – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. По решению ЮНЕСКО этот древний музыкальный инструмент и кюи внесены в список нематериального наследия человечества. С незапамятных времен домбра сопровождает тюркоязычные народы в моменты радости, триумфа и побед. Через звуки струн и мелодий кюев из поколения в поколение предаются культурные ценности, традиции, героические сказания.

Поистине, хранителем искусства игры на домбре в нашем городе является Мираш Ракашевна Сырлыбаева. Преподаватель высшей категории не только четверть века делится знаниями об инструменте, олицетворяющем собой дух, характер и историю казахской нации, но и руководит ансамблем «Мирас».
Выступления ансамбля всегда выделялись в пестрой веренице городских мероприятий. Они были словно глоток свежего воздуха, наполненный ароматом трав и прохладой весенней степи и высокогорья Алатау. Особым очарованием обладали концертные номера в исполнении самого руководителя вместе с супругом и детьми от мала до велика.
— У Людвига ван Бетховена есть изречение: «Сердце – вот истинный рычаг всего великого». И есть мнение что, быть матерью, значит жить с сердцем вне тела. Расскажите, пожалуйста, подробнее о творческих успехах вашей талантливой семьи!
— Благодарю! (смущенно улыбается) У нас правда – необычная семья. С 1994 года я работаю преподавателем по классу домбры в детской музыкальной школе №1. Мой муж Екпин Тулебаевич Орынбаев – преподаватель по классу баяна. Старшая дочь Газиза – концертмейстер, закончила нашу музыкальную школу по специальности «фортепиано» у преподавателя Елены Юрьевны Щербы, средняя дочь Жансая – закончила музыкальную школу по специальностям «домбра» и «фортепиано», сын Жасулан обучается по специальностям «домбра» и «флейта», младшая дочь Самал – посещает подготовительные занятия в музыкальной школе.
В этом году исполняется 25 лет, как я работаю в детской музыкальной школе №1. Среди большого количества выпускников, многие продолжили музыкальный путь, и часто заходят в гости. Среди них Адилжан Тобжанов, который учится в магистратуре Казахского национального университета искусств «Шабыт», является также участником этноансамбля «Коркыт» государственной академической филармонии. Анель Картхожакова учится в Алматинской консерватории в классе ректора. Асель Дайрабаева, закончив Алматинскую консерваторию, преподает в музыкальном колледже в Таразе.
В моем классе особенную роль играет участие обучающихся в конкурсном движении. Основная часть моего класса лауреаты и победители международных, республиканских, областных и городских конкурсов. Конкурсы проходят в течение всего учебного года, и каждый приносит большую пользу, они переживаются как праздник, к которому дети готовятся, ждут с нетерпением.
В этом году также я была награждена дипломом и кубком «Призвание в профессии» за высокие достижения в сфере культуры города Байконура от УКМПТиС.
— Почему в своё время вы сделали выбор именно в сторону домбры?
— Однажды к нам в общеобразовательную школу пришли с концертом домбристы – ученики музыкальной школы. Это произвело огромное на меня впечатление, и мне тоже захотелось научиться играть на домбре. И я, не медля, сама нашла музыкальную школу и сразу записалась туда. Моим преподавателем был Урак Файзуллаевич Абилдаев – человек, которому я очень благодарна за его поддержку и наставления. Любопытно, что я обучалась с 1983 по 1988 годы в детской музыкальной школе, где сейчас работаю сама.
— Хочу отметить, что не раз на концертах видела – вы виртуозно играете на домбре. Какие особенные навыки есть в вашем арсенале?
— Наша главная задача – привлечь слушателей и вызвать у них интерес к музыке, к инструменту. Для этого мы нередко используем разные элементы с подкидыванием домбры, перевёртыванием, закидыванием на плечи. Есть разные кюи со своими авторскими элементами, характерные для них.
— Ансамбль под вашим руководством использует и иные инструменты в своей игре, не только домбру. Как они называются и для чего нужны?
— Помимо домбры, в ансамбле мы также используем «шан кобыз» (варган – прим. авт), ударные инструменты «туяк» (инструмент похож на обычную пару копыт, игра на нем издает звуки лошадиного топота – прим. авт), бубен и треугольник. Все эти инструменты придают красочность, помогают глубже раскрыть произведение и задать ему характер.
— Вы лично обучили всех участников ансамбля игре на инструментах?
— Да, все участники ансамбля – ученики моего класса. Ансамбль носит название «Мирас», что с казахского языка значит «Наследие», и наша цель – сохранить значимость инструмента, донести историю, природу и рассказы казахского народа, наречения наших великих предков, заключенных в кюях и произведениях великих композиторов.
Играя в ансамбле важно чувствовать друг друга, играть в одном ритме и понимать эмоциональную основу музыкального инструмента, всем вместе создавать музыкальный образ. Наши ученики с первого года обучаются этому и по сей день достигают хороших результатов на конкурсах различного уровня.
В 2019 году исполнилось 5 лет с момента создания ансамбля «Мирас», в честь этого был проведен концерт. А в этом году знаменательным для нас событием стало присвоение нашему ансамблю звания «Образцовый детский коллектив города Байконура».
— Нужно ли продолжать дальше учиться домбристу, овладевать какими-то навыками на протяжении творческой деятельности?
— Разумеется. Тот, кто хочет стать профессиональным домбристом, должен обязательно получить образование, начав с музыкальной школы. Это воздастся! Весь спектр человеческих эмоций и природных явлений можно передать с помощью только двух ее струн. Внешняя незатейливость домбры, в руках умелого кюйши, даст неожиданный результат, беспредельное множество вариантов понимания.
— В своих выступлениях вы используете и современные, и казахские народные произведения. Какие давались труднее всего для адаптации игре на домбре?
— Классические произведения в основном мы исполняем в переложении для домбры, и они бывают не всегда удобны.
— Сколько всего произведений в репертуаре ансамбля?
— Всех не перечислить. Могу отметить особую двухчасовую программу, в которую входят народные кюи, кюи Курмангазы, Даулеткерея, Дайрабая и других кюйши, а также некоторые произведения классических и современных композиторов. С этой программой мы выступали на мемориале «Коркыт» в рамках международной выставки «Экспо-2017», первом и втором открытых фестивалях «Дружба народов» в городе в 2019 и 2020 годах.
— Пятого июля в Казахстане отмечается Национальный день домбры. Что вы думаете об этом? Нужен ли такой праздник?
— Национальный день домбры – знаменательный для нас праздник. Считаю, что такой праздник нам необходим для уважительного отношения в целом к искусству, популяризации не только домбры, но и других древних национальных инструментов, национальной культуры.
— Что вы можете сказать нашим читателям в преддверии Национального дня домбры?
— Национальный день домбры, являясь праздником казахской культуры и искусства, займет свое почетное место в истории народа, в истории страны. Дальнейшая судьба этого поистине волшебного инструмента в наших с вами руках.
Можно долго повествовать о домбре, казахская музыка по-своему сложна. Это абстрактное искусство для индивидуального прочтения. Сомыслие, сопереживание, сотворчество – вот в чем ее секрет. Такую музыку нельзя слушать между делом, в нее нужно полностью погрузиться.

Беседовала
Камила ЕРМАХАНОВА

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост