8

Хлеб всему голова, или Стоит ли покупать такой хлеб?

Газета «Байконур» уже неоднократно поднимала вопрос о транспортировке хлеба до места его реализации. Но, как показывает практика, «а воз и ныне там».

Большинство хлебопекарных предприятий доставляет готовую продукцию к местам реализации собственным автотранспортом. Перевозка хлебобулочных изделий сопряжена с повышенным риском её возможного загрязнения.

Источниками загрязнения могут быть дорожная пыль, брызги грязи, атмосферные осадки, грязь в фургоне автомобиля, хлебные лотки, одежда сопровождающих работников или сами работники, несоблюдающие требования санитарии и гигиены, и т.п.

Для того чтобы предохранить готовую продукцию от загрязнения и обеспечить её безопасность для потребителей, необходимо строго соблюдать все правила транспортирования пищевых продуктов.

Важнейшими документами, регламентирующими перевозку хлебобулочной продукции, являются:
— технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;
— санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий».

В техническом регламенте выдвигаются общие требования к процессам транспортирования пищевых продуктов, в СанПиН 2.3.4.545-96 содержатся конкретные указания о том, каким образом следует организовать перевозку хлеба для минимизации рисков загрязнения и обеспечения безопасности. Опишем основные требования, на которые нужно обратить особое внимание.

Требования к автомобилю для перевозки хлеба:

1. Хлебопекарную продукцию разрешается перевозить только в специально выделенном, правильно оборудованном и тщательно подготовленном для перевозки данной продукции транспорте.

2. Конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечивать защиту пищевой продукции от загрязнения, проникновения животных, в том числе грызунов и насекомых, проведение очистки, мойки, дезинфекции.

3. Внутренняя поверхность грузовых отделений транспортных средств должна быть выполнена из легко моющихся и нетоксичных материалов.

4. Конструкция и оборудование автотранспорта должны обеспечивать необходимые условия для сохранения качества и безопасности хлебобулочной продукции в период перевозки.

5. Транспортное средство должно иметь разрешение на эксплуатацию транспорта для перевозки хлеба, выданное органами Госсанэпиднадзора. Соответствующее разрешение выдаётся только после проведения специального осмотра транспорта.

6. Срок действия разрешения на эксплуатацию транспортного средства для перевозки хлеба составляет 6 месяцев. Для получения разрешения на новый срок транспортное средство должно быть вновь предъявлено для осмотра.

7. Перевозка хлеба и хлебобулочных изделий транспортом, не отвечающим санитарным требованиям или не имеющим разрешения Госсанэпиднадзора, запрещается.

8. Хлебные лотки должны быть чистыми и сухими. Перед загрузкой все лотки проверяются ответственным лицом.

9. В период погрузки и разгрузки недопустимо попадание атмосферных осадков на продукцию. Для обеспечения этого требования места погрузки и выгрузки должны быть защищены от воздействия атмосферных осадков специальными навесами и козырьками. Необходимо следить за тем, чтобы сами навесы и козырьки не стали источником загрязнений!

10. Территория хлебопекарного предприятия должна содержаться в надлежащем порядке, чтобы исключить загрязнение продукции во время её погрузки в автотранспорт.

11. Транспорт, используемый для перевозки хлеба и хлебобулочных изделий, должен иметь чёткую надпись «Хлеб».

12. В транспортных средствах, предназначенных для перевозки хлеба и хлебобулочных изделий, запрещается перевозка каких-либо других грузов.

13. Транспортные средства, тара и другое оборудование, используемые при перевозке хлеба и хлебобулочных изделий, должны содержаться в чистоте.

14. Перед погрузкой продукции транспорт и тара должны тщательно осматриваться и, если возникнет необходимость, очищаться. По окончании работы транспорт, лотки и другое использующееся в процессе транспортировки оборудование промывается горячей водой и не реже одного раза в 5 дней дезинфицируется. Периодичность дезинфицирования подбирается с таким расчётом, чтобы само транспортное средство не стало источником загрязнения транспортируемой продукции.

15. Для мойки внутренних поверхностей грузовых отделений транспортных средств и лотков может быть использована только вода, соответствующая требованиям к питьевой воде.

16. Ответственные лица, сопровождающие хлеб, должны производить погрузку и выгрузку хлеба только в санитарной одежде и иметь при себе личную санитарную книжку с отметкой о произведённом медицинском осмотре, обследованиях и сдаче экзамена по санитарному минимуму.

17. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, не допускаются к работам, связанным с перевозкой хлебобулочной продукции.

18. За санитарное состояние транспорта, предназначенного для перевозки хлеба и хлебобулочных изделий, а также за санитарную грамотность работников транспорта, отвечает администрация предприятия, которому принадлежит транспорт.

19. За соблюдение санитарных норм при погрузке готовой продукции несут ответственность должностные лица хлебопекарного предприятия, при перевозке – транспортное предприятие, а при выгрузке – администрация торгового предприятия.

А что происходит на практике? В жизни мы видим следующую картину: грязные машины, антисанитарные условия перевозки хлебобулочных изделий (фото сделано возле ЦУР, хлеб лежит на полу машины). Встаёт вопрос: кто за это будет отвечать? И нам, жителям города, остаётся только уповать на судьбу, чтобы при таких условиях транспортировки не подцепить какую-нибудь инфекцию.

Анна ПЕСКОВА
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.