По призыву Родины
12 января 1955 года, 65 лет назад, на разъезд Тюра-Там прибыло первое подразделение военных строителей для подготовки мест дислокации и разворачивания строительно-монтажной инфраструктуры. Началось строительство посёлка. О том времени вспоминают ветераны войны, ветераны строительства Байконура.
Редакция выражает благодарность директору музея истории космодрома Байконур Г.А. Мильковой за предоставленные материалы.
Н.С. Луговских (орфография сохранена)
После окончания войны я демобилизовалась и работала в Ташкенте в войсковой части.
В 1955 году меня пригласили работать машинисткой, где-то недалеко от Ташкента началось строительство, так мне объяснили. Приехал офицер, мобилизовывал людей для работы. Я, конечно, согласилась. Приехали сюда ночью, привели меня в штаб, сказали, можете быть здесь до утра. Когда я утром проснулась и вышла на улицу, я заплакала. Кругом степь тёмная. Делать нечего, возвращаться уже поздно. Утром я подписала договор на 2 года. Вырыли землянку для меня на территории части. И так началась моя деятельность в войсковой части 01086. Только сформировался техбатальон в/ч 01086, которым командовал Н.Н. Булгаков.
Город вырос на глазах. Сначала все жили на 9 пл. Семьи офицеров – на территории частей. Затем начали строить деревянный городок. Стали облагораживать свой посёлок, в 1957 г. посадили деревья напротив штаба в/ч 12253. Этот парк называли солдатский. Он был гордостью нашего города. В 1957 году начали закладывать первые дома по улице Космонавтов. Так вот город потихоньку начал расти. В то время не могли даже вообразить, что вырастет красивый город. Так я осталась здесь жить и после пенсии. Я его люблю, потому что он вырос на моих глазах, и мне он дорог. Вот так эти когда-то пустынные места увидела, плакала, а теперь не хочу их покидать. Куда ни пойдёшь, всё знакомо и дорого.
А.А. Костармак, служащая СА, инженер МТО
Родилась я в Павлодаре, ещё ребёнком увезли меня в Алтайский край. Родителей я не помню, воспитывалась в детдоме. А после меня нашли дедушка и бабушка. И уже потом только жила с ними.
Когда началась война, мне было 13 лет. Я помню, как эшелоны уходили на Запад, а оттуда приходили поезда, уже заполненные ранеными, покалечёнными людьми. Конечно, это всё было страшно, но было желание пойти на фронт. Возраст мой и рост меня подводили.
В 1944 году всё-таки я добровольно призвалась в армию, а мне было тогда 16 лет. Учились мы в Западной Украине на курсах шофёров. Учились все молодые девушки, только двум девушкам было 16 лет, и мне в том числе. После курсов шофёров я была направлена на фронт. 1-ым Украинским фронтом командовал Конев, 42 моторизированная бригада. Работала шофёром на славных Катюшах. Я ростом была маленькая, в ватных брюках ходила, не все знали, что я девушка. Меня иногда называли просто сынок. Для того чтобы меня было видно из-за руля, подкладывала на сиденье ящик, и вот началась моя фронтовая жизнь. В бригаде служили в основном пожилые мужчины, из женщин нас было двое: я и медсестра (тоже молодая девушка).
Войну я закончила в Дрездене. Конечно, радость, что закончилась война, облетела повсюду.
После войны демобилизовалась, приехала вместе с мужем в Семипалатинск. В 1955 г. я вступила в ряды КПСС. В августе 1955 г. горком меня направил директором мясокомбината. Прибыла 7 августа 1955 г. на ст. Тюра-Там. Конечно, здесь была степь, познакомили меня с Шубниковым. Вот началась моя жизнь. Работой своей я должна обеспечивать мясом военных строителей. В то время мясокомбината ещё не было, а только убойный цех. Пять лет работала директором мясокомбината. Жить приходилось тоже в землянках. В 1960 г. перешла работать в САРМ и там проработала 20 лет.
Город вырос на моих глазах, с первого дома, первого колышка.