Жизнь города,  Из истории города

От мечты к реальности

Сегодня уже даже самым печальным скептикам не получится убедить наших горожан в том, что город заброшен, и никому нет дела до его красот и видов. Скорее наоборот, последние два года показали, насколько масштабно и целенаправленно ведётся переустройство города, как обновляются улицы и проспекты, как возводятся памятные мемориалы и украшаются общественные места отдыха для байконурцев.
Байконур не только омолаживается, превращаясь в обновлённый космический оазис, но и становится вехой истории, а история требует того, чтобы её знали и помнили, как минимум жители нашего звёздного города и как максимум мир, который читает из газет о космических стартах, но не ведает о том, где стоит этот город-порт, какой он, и откуда именно летят ракеты в космос. Где ежедневно трудятся более десятка тысяч людей во имя великих идей Циолковского?
Хочется отметить ещё одну новую особенность Байконура как города с наибольшим количеством недавно возведённых билбордов, рассказывающих о развитии космической отрасли и о её героях. Не всем понятно современное название больших рекламных щитов (билбордов), установленных вдоль проезжей части. Пришло оно к нам из английского и в переводе обозначает рекламный щит либо доска объявлений. Но сразу хочу сказать, что в нашей ситуации слова исторический, памятный гораздо точнее отображают проектный замысел этой идеи. Более двадцати новых билбордов высотой около 7-8 метров с огромными прямоугольными щитами, на которых отображены герои-основоположники нашей космической отрасли, расположились по проспектам и улицам Байконура.
Нашей отправной точкой станет улица Гагарина по направлению движения от КПП-5 к центру города. На перекрёстке с улицей Нестеренко, разделяющей шестой и шестой «А» микрорайоны, нас встречает суровый портрет отца-основоположника советской космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского, выполненный в строгих оттенках. Его пышная борода церковного настоятеля, длинные волосы и очки с круглыми линзами с ювелирной точностью передают образ великого учёного-мыслителя с непростой и сложной судьбой скорее отшельника-одиночки, одержимого своими идеями, чем принятого и прославленного обществом, баловня судьбы. Ведь и по сей день лишь небольшая часть эрудитов по памяти знают названия его научных трудов, которые в начале прошлого столетия наделали столько шума. Его размышления и расчёты в то время опережали мнение научных сообществ на целую эпоху, и поэтому они не могли, по большей своей части, адекватно приветствоваться. Его статьи и трактаты были причиной самых жарких и ожесточённых споров в научных и околонаучных кругах. Его математические расчёты легли в основу создания первых ракет с реактивным двигателем и стали базовыми, фундаментальными в вопросах, касающихся ракетостроения.
Перед нами портрет человека звёздной величины, учёного-самоучки, гения, который открыл миру законы космоса, рассказал о невесомости, и, оставаясь верным своим идеям, утверждал и доказывал в теории, насколько человечество шагнёт далеко вперёд, преодолев земное притяжение. И, конечно, очень жаль, что Циолковский своими глазами не увидел первый запуск космического корабля. Можно только представить, насколько был бы счастлив и успокоен учёный муж, положивший свой ум, неуёмную энергию и здоровье на алтарь науки.
Но давайте обратим внимание на следующий за перекрёстком Гагарина и Нестеренко билборд с изображением Сергея Павловича Королёва, нашего гениального и поистине неутомимого конструктора, возглавлявшего космическую отрасль у самых её истоков. На нас смотрят умные глаза энтузиаста, который прошёл свой земной путь, полный самых неожиданных событий и фактов. С детства полюбивший небо, звёзды он со страстным фанатичным желанием посвящал себя служению, тогда ещё только начинавшей давать первые всходы, новой неведомой миру науке – космонавтике. Увлечённость, редкая работоспособность в сочетании с инженерным талантом стали слагаемыми успеха его конструкторских работ. Паренёк из Житомира уже в 17 лет разработал проект летательного аппарата – безмоторного самолёта К-5. Проходя обучение в Московском высшем техническом училище (МВТУ), получил известность и признание как способный, творческий и перспективный конструктор и опытный планерист. Сказать, что можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, значит не сказать ничего. Перечислять все его заслуги как конструктора, как деятельного и умелого организатора нет смысла по той простой причине, что слишком уж велик этот список. А вот почитать книгу «Академик С.П. Королёв» автора Петра Асташенкова или, к примеру, Александра Старостина «Адмирал Вселенной: С.П.», посмотреть приличный художественный или документальный фильм – это будет очень уместно и познавательно.
Давайте вернёмся к нашей прогулке по городу и пройдёмся ещё на несколько десятков метров вперёд по улице Гагарина. Со следующего билборда из-под густых бровей на город смотрит его основатель – Георгий Максимович Шубников.
За период его десятилетнего руководства строительством космодрома было построено более 1700 километров автомобильных и железных дорог. Г.Шубников отвечал за строительство всех объектов будущего комплекса. Список этот самый разнообразный и, скорее, бесконечно ценный в своём перечне –
пункты радиоуправления, метеостанций, аэродромы, ТЭЦ, водонапорные станции, жилой сектор, садики, школы. Градоначальник делал акцент на озеленении строящегося комплекса, чем вызывал у многих усмешки, а зря. Первые зеленые побеги, давшие зелень, а в последующие годы ставшие настоящим украшением объектов – яркое тому подтверждение, что всё зависит от желания людей. Хотим ли мы жить в голой степи или способны украсить свой город живой зеленью.
Прошедший войну, одарённый во всех смыслах этого слова полковник Шубников руководил строительством многочисленных стартовых площадок. Конечно, важно отметить, что под его руководством был отстроен ряд важных объектов города-курорта Ессентуки в довоенные годы. После войны Баку, аэропорт в Ташкенте. Но самое почётное его звание остаётся и по сегодняшний день – главный строитель Байконура.
Колоссальный труд и огромная ответственность, лежавшая на плечах генерал-майора, походные условия жизни слишком рано оборвали жизнь военного строителя. В 1965 году перенесённый инсульт резко ухудшил его состояние здоровья, а в 1966 году Шубникова не стало.
И, возможно, справедливо то, что все портреты вышеописанных героев по праву занимают места на современных рекламных щитах, которые для нас и вовсе рекламой не являются, а скорее всего, это дань уважения и памяти этим великим людям, этим героям, благодаря которым Байконур такой, каким мы его видим сегодня: в цветах, с новым Арбатом, новым парком Победы и новыми идеями и планами на будущее.

 

Юрий ПОЛОВИНКИН
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост