Космодром

Продавцы вакуума (вакуум – пространство, свободное от вещества)

В начале 2000-х годов иностранные делегации в Байконуре уже стали привычным явлением. И приезд на космодром миллиардера Роберта Бигелоу прошёл бы незамеченным, если бы не его смелый проект по созданию «Отеля в космосе». Бигелоу, владелец обширного гостиничного бизнеса, обещал построить космическую станцию из надувных модулей и уже через пять лет отправить на неё первых туристов. Специалистов смущали слишком смелые сроки реализации проекта, но желающие побывать в невесомости дружно понесли Бигелоу деньги, бронируя себе лучшие номера на будущей станции. Увы, почему-то правы оказались специалисты: множество возникавших технических проблем постоянно сдвигало сроки запусков, и лишь в 2006 году на ракете «Днепр» удалось запустить «Генезис» – прототип первого модуля, а год спустя – второй прототип. Фантастически выросла стоимость программы, в результате чего наработки Р.Бигелоу воплотились в экспериментальный надувной жилой модуль «Бигелоу», который весной 2016 года был доставлен на МКС и затем «надут» до штатных размеров. Сейчас модуль проходит лётные испытания.

Но ещё до того как в космос отправился первый модуль «Генезис», в США возникла кампания «Вирджин Галактик». Она предложила свой вариант реализации человеческой мечты о космосе: с помощью самолёта-разгонщика космолёт с двумя пилотами и шестью пассажирами выводится на высоту в 16 километров, откуда на собственном двигателе поднимается до высоты 100 километров и 5-6 минут парит в невесомости. Конечно, это «не очень космос», полёт получался суборбитальным, но необходимые ощущения получить можно. «Вирджин Галактик» объявила, что уже через пять лет она начнёт полёты в космос. Скептики-специалисты с недоверием восприняли смелый график работ по реализации проекта, указав на несколько узких мест в техническом обосновании. Но желающие побывать в космосе уже выстроились в очередь – каждый мог забронировать себе место на космолёте, внеся всего 250 тысяч долларов. Естественно, первоначальные планы выполнить не удалось, испытания шли успешно, но их сроки постоянно сдвигались «вправо». Успешная отработка системы для суборбитальных полётов прервалась катастрофой осенью 2014 года, когда погиб пилот и был потерян космолёт SpaceShipTwo. «Вирджин Галактик» достроила второй корабль SpaceShipTwo, получивший наименование «Вояджер», и в конце 2016 года начала его лётные испытания.

Но ещё до того как SpaceShipTwo потерпел катастрофу, осенью 2016 года на конгрессе Международной астронавтической федерации выступил владелец корпорации SpaceX Илон Маск, который представил амбициозный план по колонизации Марса. Бизнесмен намерен переселить на Красную планету миллион жителей и построить для них «самоподдерживающийся» город за относительно короткий период – «время нашей жизни».

Главная проблема в осуществлении марсианского полёта сейчас – заоблачная стоимость билета: для национальных космических агентств полёт одного космонавта на Марс обойдётся в 10 млрд долларов. Маск предлагает снизить цену билета до 250 тысяч долларов – в 50 тысяч раз. За основу снижения стоимости он предлагает взять полную многоразовость системы, заправку кораблей на орбите и грамотное топливо. Чтобы достичь таких низких цен, Маск рассчитывает разработать многоразовую ракету-носитель, способную выполнить тысячу полётов. Громадная ракета высотой более 120 метров будет оснащена 42-мя двигателями «Раптор», и с нескольких пусковых установок такие ракеты будут выводить на низкую орбиту пилотируемые корабли и танкеры, а затем возвращаться на свой стартовый комплекс для подготовки к следующим пускам.

NASA Deputy Administrator Tours Bigelow Aerospace

После перелёта колонисты высаживаются на Марсе, где роботизированные комплексы уже должны будут построить небольшой город и заниматься его развитием, производством топлива для ракет и выращиванием растений. Одновременно запускается проект терраформирования Марса: на планете производится изменение атмосферы, которая через несколько сотен лет станет пригодной для дыхания.

Маск заявил, что его компания уже приступила к выполнению марсианской программы, начальным этапом которой станет отработка схемы полёта и посадки: первый старт будет выполнен уже в 2018 году, а в 2024 году планируется совершить к Марсу полёт первого экипажа из нескольких человек. Затем начнутся запуски автоматических комплексов, необходимых для создания инфраструктуры для колонии. Ещё через десяток лет будут созданы ракета-носитель и стартовые комплексы, и тогда можно будет начать основной этап реализации амбициозного проекта – колонизацию Марса.

Естественно, специалисты указали на множество слабых мест и недоработок в проекте. Если касаться чисто технической стороны, то для реализации программы необходимо проводить по 100 пилотируемых пусков в год на протяжении ста лет. К каждому пилотируемому пуску прилагаются пять пусков ракет с танкерами – дозаправка комплекса проводится на орбите Земли, и лишь после этого корабль стартует к Марсу. Итого: минимум 600 пусков в год. Сколько стартовых комплексов потребуется построить для выполнения такого графика пусков? Полсотни? Ведь ракета, положенная в основу марсианской программы Маска, в четыре раза больше ракеты-носителя «Сатурн-5», на которой американцы летали к Луне, и после пуска стартовый комплекс необходимо обслуживать и восстанавливать. А как быть с неизбежными задержками в проведении пусков: космонавтике уже шестьдесят лет, но до сих пор перенос пуска – обычное явление. Как долго пилотируемый корабль с двумя сотнями колонистов будет «болтаться» на околоземной орбите, если запуск очередного танкера будет переноситься?

В презентации Маск обошёл тему спасения космонавтов в случае аварии. Каким образом двести «марсиан» будут спасать, если авария произойдёт на старте или в начале полёта, да и на пути к Марсу тоже? Ответа на эти вопросы пока нет.

Нет ответов и на множество вопросов, связанных с организацией жизни на Марсе для колонистов. Пока человечество не смогло создать искусственных замкнутых биологических систем, а это значит, что марсианская колония будет нуждаться в сотнях тонн продуктов с Земли. А помимо этого им потребуется немало строительных материалов, которые невозможно производить на Марсе, и которые тоже будут завозиться с Земли.

Скептики не обошли стороной и финансовые недоработки проекта. Маск рассчитывает, что в скором времени удастся создать материалы и технологии, которые позволят снизить стоимость космических полётов в сотни раз, но ведь пока таких материалов и технологий нет, а при нынешней стоимости космических программ ресурсов всей Земли не хватит на реализацию такого проекта.

В целом, инженерное и научное сообщество посчитало, что первый этап программы Маска – автоматические и ограниченные пилотируемые полёты – реалистичен, но слишком оптимистичен по срокам, а программа «колонизации» относится к области научной фантастики. Начало 2017 года подтвердило, что Маск поторопился, когда объявлял о первом полёте своего автоматического корабля к Марсу: в конце февраля он сообщил, что запуск первого беспилотного корабля «Дракон-2» к Марсу переносится с 2018 на 2020 год. Ждём, когда Маск озвучит цену билета на Красную планету, и кандидаты в «марсиане» понесут ему деньги.

Американцы всегда отличались умением красиво подать товар и разрекламировать, казалось бы, ненужную вещь. Про «продавцов воздухом» мы наслышаны. В космосе нет даже воздуха, космическое пространство является вакуумом. Раньше вакуумом не торговал никто, ведь вакуум, по большому счёту, ничто.

Олег ТВЕРСКОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост