Актуально

Профилактика детского травматизма

Д

етский травматизм остаётся одной из актуальных проблем общества. Как известно, большинство травм дети получают на улице, и многих из них можно избежать. Врач-травматолог-ортопед детской поликлиники ФГБУЗ ЦМСЧ №1 ФМБА России Руслан Османович Абибов рассказал нашим читателям о детском травматизме, его причинах и профилактике.

«Чаще всего травмы возникают дома и на улице. Они связаны с городским транспортом, со случаями в школе и во время занятий спортом. На сегодняшний день выделяют следующие виды травматизма: бытовой, уличный, школьный, спортивный, автодорожный и прочий.

Бытовые и уличные травмы составляют основу детского травматизма до 80%. Школьный травматизм в учебных заведениях сохраняется на довольно высоком уровне по стране – 12-14% от всех повреждений, получаемых детьми. Основной причиной данных травм является выплеск энергии, накопленной за урок, на переменах, после и в перерывах между занятями. Спортивные травмы имеют меньший удельный вес среди детского травматизма. Их причины для всех возрастных групп одни и те же: организация занятий без учёта физической и технической подготовленности юных спортсменов, неудовлетворительная материальная база мест тренировок, нарушение правил врачебного контроля, плохая дисциплина во время тренировок и др.

При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм. Среди детей разных возрастов  травматизм распределяется неравномерно. Чаще травмы бывают у детей младшего школьного возраста (7-11 лет).

В школе, начиная с начальных классов, учителя должны заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах ещё возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

Предлагаемые в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является: окружающая среда в целях снижения её травмоопасности, коллектив и семья.

Основные программы формирования у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной деятельности закреплены в законодательных и иных нормативных правовых актах в области обеспечения безопасности образовательного учреждения. Так, главной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности. В её задачи входят такие компоненты, как воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности; формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, школе; разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма; воспитание уважения к людям старших поколений, навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

Учитывая требования федеральных законов об охране труда и технике безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.

Комплекс программных мероприятий предусматривает использование таких форм деятельности как: инструктирование по технике безопасности обучающихся, инструктирование по охране труда сотрудников организации и проведение классных часов, бесед; проведение обучающих семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД; участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий; просмотр видеофильмов по данной тематике; проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях; организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту и создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей на совместных мероприятиях с учреждениями здравоохранения».

Ксения ГОДУНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост