Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремизму одно из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. №537, в качестве средства обеспечения государственной безопасности предусмотрены создание развитой системы выявления политического и религиозного экстремизма, противодействия экстремизму, формирование механизмов предупреждения межнациональных конфликтов.

Приоритетным направлением в организации борьбы с экстремизмом является профилактическая работа.

Федеральным законом от 25.07.2002 №144-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон №114 ФЗ) определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, установлена ответственность за ее осуществление.

В Законе №114-ФЗ определено, что противодействие экстремизму включает:

— принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

— выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций и физических лиц.

Надзорная деятельность прокуратуры комплекса «Байконур» ведется в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21.03.2018 года №156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности».

В ходе надзорной деятельности на постоянной основе осуществляется взаимодействие и обмен информацией с Отделом ФСБ России войсковая

часть полевая почта 13955, УМВД России на комплексе «Байконур», городской администрацией и другими уполномоченными органами.

Органами государственной власти, местного самоуправления города Байконур и их должностными лицами в пределах своей компетенции принимаются необходимые меры, направленные на исполнение законов о противодействии экстремистской деятельности.

За истекший период 2018 года в прокуратуру комплекса «Байконур» сообщения о преступлениях экстремистской направленности, в том числе через сеть «Интернет», средства массовой информации, не поступали.

Поднадзорным прокуратуре комплекса «Байконур» следственным отделом УМВД на комплексе «Байконур», СО СК РФ на комплексе «Байконур» проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ сообщений о преступлениях экстремистской направленности, в связи с их отсутствием, не проводились и процессуальные решения по данным материалам не принимались.

Вместе с тем, необходимо отметить, что сокращение воинского контингента Российской Федерации, дислоцированного на территории комплекса «Байконур», повлекло за собой естественный отток граждан РФ с города Байконур на территорию России на постоянное местожительство, и наоборот приток граждан Казахстана. В силу специфики функционирования космодрома город Байконур остается стабильно привлекательным для внутренней миграции. С начала 1990-х годов стали прибывать жители из соседних областей Казахстана, т.е. активно шел процесс трудовой миграции и эти процессы привели к изменению национального состава города Байконур. Ежегодно увеличивается численность городского населения, при этом предприятия по производству промышленных товаров и товаров народного потребления отсутствуют.

Данные обстоятельства могут быть потенциальным источником напряженности в межэтнических отношениях, а дестабилизирующим фактором отсутствие рабочих мест для работоспособного населения и, в частности, для молодежи.

Данная проблема неоднократно становилась предметом обсуждения на Координационном совете г. Байконур под председательством главы городской администрации, на Координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, на заседаниях Антитеррористической комиссии города Байконур, на совместных совещаниях с правоохранительными органами Республики Казахстан.

При этом необходимо отметить, что защиту конституционных прав граждан Республики Казахстан (в том числе социально-экономических) в соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» осуществляют ее компетентные органы, созданные на комплексе «Байконур».

В соответствии со ст.13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается распространение экстремистских материалов, несоблюдение норм указанного Закона может повлечь совершение преступлений экстремистской направленности.

На комплексе «Байконур» отсутствует квалифицированная экспертная комиссия, что затрудняет проведение психолого – лингвистических исследований возможных публичных высказываний, материалов средств массовых информаций, печатных изданий и т.п. на предмет установления в них признаков экстремистских проявлений.

Проблемными вопросами, возникающими при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму на комплексе является то, что на его территории создано ограниченное число территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Например, отсутствуют территориальные органы Роскомнадзора, Росфиннадзора, что создает определенные трудности при осуществлении прокурорского надзора в связи с отсутствием специалистов, которых можно привлечь к проводимым проверкам в порядке ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

При этом полномочия созданных на территории комплекса «Байконур» территориальных органов федеральных органов исполнительной

власти зачастую являются ограниченными, что связано со спецификой комплекса «Байконур» и его расположением на территории иностранного государства.

В частности, отделение по вопросам миграции УМВД России на комплексе «Байконур» не осуществляет миграционный контроль за иностранными гражданами и лицами без гражданства.

В целях недопущения распространения в молодежной среде экстремистских идей, создания группировок противоправной направленности на национальной и религиозной почве в учреждениях образования, а также в трудовых коллективах регулярно проводятся встречи с участием работников прокуратуры комплекса «Байконур», работников управления культуры, молодежной политики, туризма и спорта (далее – УКМПТиС) и правоохранительных органов Российской Федерации и Республики Казахстан, должностных лиц администрации г. Байконур, представителей религиозных организаций.

Указанные вопросы также рассматриваются на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов на комплексе «Байконур», а также на заседаниях Антитеррористической комиссии города Байконур.

В 2018 году прокуратурой комплекса «Байконур» совместно с представителями УМВД, ОФСБ и представителями Управления образованием, УКМПТиС, проведено 19 выступлений среди учащихся общеобразовательных учреждений, в трудовых коллективах предприятий и учреждений города Байконур по вопросам профилактики этнического и религиозно – политического экстремизма, предупреждения межэтнических конфликтов. В еженедельной городской газете «Байконур» данным выступлениям были посвящены отдельные статьи, информация систематически освещается и на официальном сайте прокуратуры комплекса в сети «Интернет».

Во взаимодействии с правоохранительными органами проводятся городские молодежные патриотические акции, обучающиеся

образовательных организаций принимают участие в городских и Всероссийских мероприятиях, направленных на формирование у несовершеннолетних и молодежи чувства патриотизма, толерантности, культуры межэтнических и межконфессиональных отношений.

УКМПТиС проводятся социологические исследования в сфере противодействия экстремистской деятельности в молодежной среде на предмет выявления межнациональной напряженности в городе Байконур, ее форм и проявлений, которые показали, что обстановка в городе Байконур спокойная, без выраженного негативного отношения по расовому, национальному и религиозному признаку и абсолютное большинство опрошенных считают проявления расовой, национальной и религиозной нетерпимости недопустимым.

Исследование также показало, что на территории города Байконур большинство респондентов чувствуют себя в безопасности, в отношении абсолютного большинства из них не проявлялась агрессия по национальному или религиозному признаку, по мнению большинства опрошенных в городе нет предпосылок для распространения радикальной экстремистской идеологии.

Деятельность подведомственных УКМПТиС учреждений также направлена на предупреждение, предотвращение негативных явлений в молодежной среде и формирование культуры межнационального общения.

В ходе надзорной деятельности установлено, что на территории города Байконур религиозные образовательные учреждения и их филиалы не создавались и не функционируют, фактов экстремизма в деятельности некоммерческих организаций (далее — НКО) и незарегистрированных общественных и религиозных объединений на территории комплекса «Байконур», в том числе связанных с публичными призывами руководителя или члена руководящего органа к осуществлению экстремистской деятельности, не выявлялись, массовые публичные мероприятия не организовывались и не проводились.

На территории комплекса «Байконур» наличие группировок противоправной направленности на национальной и религиозной почве, незарегистрированных общественных и религиозных объединений деструктивной и радикальной направленности не установлено.

Вместе с тем, в условиях возрастания угроз экстремизма, в целях предупреждения (профилактики) проявлений экстремизма необходима надлежащая организация работы по профилактике экстремистской деятельности, обеспечению безопасности граждан как со стороны должностных лиц органов государственной власти, так и со стороны руководителей предприятий, организаций и учреждений, независимо от формы собственности.

Заместитель прокурора комплекса «Байконур»

старший советник юстиции Н.С. Бабажанов

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.