Актуально

Роспотребнадзор на стороне потребителя

Роспотребнадзор – служба федерального значения, которая образовалась путём слияния в 2005 году надзорных санитарных органов и торговой инспекции, которые до этого момента имели различные функции. Сегодня ведомство помимо всего прочего защищает права потребителя. В 2023 году по инициативе администрации Байконура и в соответствии с Положением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области на территории нашего города было создано обособленное подразделение Роспотребнадзора. Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области всегда готово ответить на все вопросы граждан, а также  поддерживает рабочие контакты с редакцией газеты «Байконур» для публикации информационных материалов, освещающих наиболее актуальные вопросы в сфере защиты прав потребителей. В сегодняшнем номере несколько полезных тем для наших читателей.

Об итогах работы по защите прав потребителей бытовых услуг за первое полугодие

Количество поступивших письменных обращений в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области по вопросам оказания бытовых услуг по сравнению с 1 полугодием прошлого года увеличилось на 46,2%. В своих обращениях потребители указывали на нарушение сроков изготовления кухонной мебели по индивидуальным заказам; качество изготовления и ремонта окон, бытовой техники, произведенной химчистки одежды; косметических услуг; газового обслуживания и т.д.

Наиболее актуальными проблемами остаются:

— нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг);

— выполнение работ (оказание услуг) ненадлежащего качества;

— непредставление либо представление недостоверной информации хозяйствующими субъектами о работах, услугах, в том числе их стоимости;

— незаключение договора об оказании услуг (выполнении работ) в письменной форме (квитанция, иной документ);

— включение в договор об оказании услуг (выполнении работ) условий, ущемляющих установленные законом права потребителей.

Всем потребителям даны исчерпывающие ответы с разъяснением алгоритма дальнейших действий, в необходимых случаях подготовлены проекты претензий и исковых заявлений.

Учитывая социальный и имущественный статус потребителей, Управлением приняты меры, направленные на судебную защиту граждан, которая является эффективным способом защиты их прав.

Дано 13 заключений по гражданским делам (нарушение сроков изготовления мебели, недостатки при производстве работ по монтажу и демонтажу сайдинга на доме, недостатки изготовления бани, ремонта дома, парогенератора), требования потребителей судами удовлетворены частично на общую сумму 3931,6 тысяч рублей, в том числе компенсация морального вреда составила 58 тысяч рублей.

Судами рассмотрено и удовлетворено три исковых заявления, поданных Управлением в защиту конкретных потребителей.

Центральным районным судом Оренбурга удовлетворено исковое заявление Управления в защиту потребителя, пострадавшего от действий изготовителя мебели ИП Азмагулова Д.Д., нарушившего сроки изготовления кухонного гарнитура. Потребителю присуждено 279,8тысяч рублей, в том числе компенсация морального вреда составила 3 тысячи рублей.

Мировым судьёй судебного участка №2 Центрального района вынесено решение в пользу потребителя, который предварительно оплатил полную стоимость услуги в размере 40 тысяч рублей по изготовлению мебели в течении 50 рабочих дней, однако исполнитель нарушил срок изготовления более чем на год, а к выполнению работы так и не приступил, решить спорную ситуацию в досудебном порядке не получилось. Потребителю присуждено 135,4 тысяч рублей.

Дзержинским районным судом утверждено мировое соглашение по иску Управления в защиту потребителя к ООО «УЮТ». После установки кухонного гарнитура с нарушением срока выполнения работ были выявлены недостатки фасадов мебели. Решить вопрос в досудебном порядке стороны не смогли, и только в суде при содействии Управления пришли к соглашению, по которому ответчик обязался изготовить и установить новые фасады и выплатить в качестве компенсации 60 тысяч рублей.

Деятельность Управления акцентировалась на профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Количество проведённых профилактических мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих бытовые услуги, увеличилось на 21,3 %. Рост информирования составил 35%, количество объявленных контролируемым лицам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований увеличилось в 2 раза.

Процедуру самообследования, позволяющую оценить степень соблюдения обязательных требований, прошли шесть исполнителей бытовых услуг. Работа по защите прав потребителей бытовых услуг продолжается.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей граждане могут получить в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по телефону: 8(3532) 43-08-19 или в Общественной приёмной Управления по телефону: 8(3532)44-23-54.

 

Потребитель и закон. Гарантийный срок и срок службы

Гарантийный срок и срок службы: что означают данные сроки, кто их устанавливает, и какие возможности знание о них даёт потребителю? Сегодня будем разбираться в этих вопросах с помощью Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области.

Гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обязаны удовлетворить требования потребителя. А срок службы товара – это период гарантированной производителем исправности и работоспособности товара. И тот и другой сроки исчисляются со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором.

Для сезонных товаров (обувь, одежда) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

Если продажа товара осуществляется дистанционным способом (через Интернет, по почте и т.п.), то гарантийный срок товара исчисляется со дня доставки товара потребителю.

В случае, когда на товар не установлен гарантийный срок, потребитель вправе предъявить свои требования изготовителю или продавцу в пределах двух лет со дня передачи товара, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на само изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Бывает, что недостаток в товаре обнаруживается после того, как прошёл его гарантийный срок, но в пределах двух лет. Тогда потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования по замене, ремонту или возврату товара, если сможет доказать, что недостатки товара возникли до его передачи или по причинам, возникшим до этого момента.

Если же недостатки существенные (т.е недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения) и потребитель сможет доказать, что они возникли до передачи товара, то даже в случае, если прошло более двух лет со дня передачи товара, но срок службы товара не истёк, потребитель может предъявить претензию изготовителю, импортёру либо продавцу. Таким правом можно воспользоваться в течение десяти лет со дня передачи товара.

При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на них устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на заменённые, следовательно, гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

С актуальной информацией по вопросам защиты прав потребителей можно ознакомиться на государственном информационном ресурсе в сети Интернет по адресу: zpp.rospotrebnadzor.ru, где представлены образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и многое другое.

 

О правилах возврата денежных средств за проводимые зрелищные мероприятия

Если концерт или другое культурное мероприятие отменили, перенесли на неудобную для вас дату, вы заболели или просто не хотите на него идти, потребитель имеет право сдать билеты и получить свои деньги обратно. Однако на практике сделать это не всегда легко из-за недостаточного знания законов или отказа организаторов вернуть средства. Каким образом был куплен билет (в кассе или онлайн) значения не имеет. Правила возврата билетов полностью идентичны.

Процедура возврата денежных средств урегулирована ст. 52.1 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. №3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 №1491 «Об утверждении Правил и условий возврата билетов, абонементов и экскурсионных путёвок и переоформления на других лиц именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путёвок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия в случае отказа посетителя от их посещения».

Согласно ст. 52.1 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в случае отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств зрелищного мероприятия посетителю по его инициативе возмещается в установленном организацией исполнительских искусств порядке полная стоимость билета, т.е. когда мероприятие отменено самим организатором, он должен возвратить все внесенные покупателем средства.

Для возврата средств необходимо обращаться непосредственно к самому организатору (как правило, информация о нём указана на билете). Для оформления возврата нужно написать заявление в адрес организатора мероприятия.

Если же потребитель решил вернуть денежные средства по собственной инициативе, стоит поторопиться, так как законодательство устанавливает чёткие временные рамки для этого действия. Если сроки вышли, то деньги уже не вернут. Потребитель вправе:

— при обращении не позднее чем за 10 дней до дня проведения мероприятия получить обратно 100% цены билета;

— не позднее чем за 5 дней до дня проведения мероприятия получить обратно не менее 50% цены билета;

— не позднее чем за 3 дня до дня проведения мероприятия получить обратно не менее 30% цены билета.

В случае отказа посетителя от мероприятия менее чем за 3 дня до дня проведения мероприятия организация вправе не возвращать посетителю стоимость билета.

Срок рассмотрения заявления потребителя не может превышать 10 дней со дня приёма заявления о возврате и прилагаемых к нему документов. При отказе в возврате денежных средств не позднее 5 дней со дня принятия решения потребителю направляется письменное уведомление способом, указанным в заявлении.

Если организатор мероприятия не отреагировал на претензию потребителя либо ответил отказом, то следует воспользоваться правом, закреплённым в ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и обратиться с исковым заявлением в суд.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить: в общественной приёмной Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области по телефону: 8 (3532) 44-23-54 и в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по телефону: 8 (3532) 43-08-19.

 

Уникальный идентификатор договора. Изменения текущего года

Банк России в письме от 13.02.2024 №ИН-014-46/11 рекомендовал банкам и МФО включать в кредитную историю сведения об уникальном идентификаторе договора (УИд), который присваивается при заключении договоров с заёмщиками, поручителями, принципалами. С 11 июля 2024 года указанный УИд должен указываться и в самом договоре.

УИд будет размещён на первой странице договора и нанесён в одну строчку цифрами и буквами чёрного цвета на белом фоне чётким, хорошо читаемым шрифтом размера текста договора. Дополнительно рекомендовано указывать УИд и в виде QR-кода, поскольку номер состоит из 38 знаков и читается довольно сложно. QR-код можно размещать тёмным изображением на светлом фоне на первой странице договора с информацией, позволяющей однозначно определить, что указанный QR-код содержит в себе информацию об УИд.

Кроме того, банкам и бюро кредитных историй порекомендовали доработать электронные формы обращений с тем, чтобы при обращении субъектов можно было заполнить поле «УИд сделки». Желательно, чтобы при этом имелась возможность автоматически заполнить поле путём сканирования QR-кода мобильным устройством.

Присвоение уникальных идентификаторов повысит достоверность данных в кредитных историях физических и юридических лиц и упростит доступ к кредитным ресурсам ввиду того, что позволит исключить «разрывы» в кредитных историях, возникающие, например, при смене заёмщиком паспорта или ФИО, а также дублирование данных по договорам кредита (займа).

Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей размещена на государственном информационном ресурсе в сети Интернет по адресу: zpp.rospotrebnadzor.ru, где представлены образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и многое другое.

Напоминаем, что в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организован Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках. Он предназначен для оказания консультативной помощи гражданам и юридическим лицам по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Телефон: 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).

Арина РОДИОНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост