Создай мечту, и она создаст тебя
Героем нашей рубрики «Семь муз» стала Людмила Владимировна Латынцева, руководитель заслуженного коллектива народного творчества города Байконура студии живописи и декора «Мечта».
– Людмила Владимировна, пока с вами шли в галерею, услышала, что ваши коллеги по городскому дворцу культуры вас называют Мила Владимировна. Вам нравится, когда вас называют Мила?
– Скорее привычнее, ведь так назвали меня соседи с первых дней моей жизни, а потом и в семье.
– Мила Владимировна, расскажите о себе. Как вы пришли в профессию и почему стали преподавателем художественных дисциплин?
– Любовь к рисованию у меня с самого детства. Но знаете, как часто бывает, в детском саду мама меня отдала в музыкальную школу на класс скрипки. Несмотря на это, я не переставала мечтать о живописи, грезила о поступлении в художественное учебное заведение. Как только окончила общеобразовательную школу, сразу подала документы в художественный вуз. Я училась в городе Чимкенте в педагогическом институте на художественно-графическом факультете.
– А у вас в семье кто-то был художником?
– Вообще у меня папа и мама конструкторы. Поэтому способности мне было у кого перенять.
– Мила Владимировна, а что вас вдохновляет?
– Меня вдохновляет природа: наше необыкновенное завораживающее небо, живописные закаты, истории и отношения людей.
– Название студии «Мечта». Как пришло это название?
– Все без исключения мечтают о чем-либо. Ко мне приходят взрослые, которые уже давно состоялись в своих профессиях, но их детские грёзы об искусстве жили вместе с ними. Благодаря студии, у них появилась возможность осуществить их, как когда-то я, поступив в художественный вуз.
– Как появилась студия живописи и декора «Мечта»?
– В этом году будет 25 лет, как я живу в нашем городе. В 1994 году мы с мужем приехали в Байконур. Я работала в средней школе №10 им. В.П.Бармина заместителем директора по воспитательной работе и параллельно вела занятия в школьном кружке «Разноцветная семейка». Чуть позднее у меня появился кружок в центре развития творчества детей и юношества им. Комарова. В 2013 году директор городского дворца культуры Жанна Ким пригласила меня работать в ГДК. Предложила для начала взять взрослую группу. Так я открыла студию живописи и декора «Мечта». Позже Жанна Нукатаевна пригласила меня работать художественным руководителем. На сегодняшний день в ГДК я занимаю должность заместителя отдела по клубным формированиям, а вечерами преподаю.
– К вам в студию приходят взрослые, умеющие что-то в живописи?
– Среди взрослой группы есть те, кто вообще начинает с нуля, а кто-то отучился в художественной школе и даже специальных заведениях. Все, кто ко мне приходят, это люди увлеченные живописью и творчеством.
– На городских конкурсах, выставках, ярмарках всегда есть работы ваших воспитанников в различных техниках: масло, пастель и акварель, гуашь. Какой технике вы отдаёте предпочтение? И что сложнее всего даётся юным художникам?
– Не могу выделить ни одну технику. Мне нравятся все. Для меня главное, чтобы мои ученики тоже владели различными техниками. Я считаю, что разнообразие – это здорово. Скажем так, ребёнка любой технике научить не просто. Так как он пока маленький. Разумеется, есть возрастные особенности. На начальном этапе первая техника – это акварель. Освоив её, переходим к написанию картин гуашью в 5-6 лет, а потом в подростковом возрасте работаем с маслом.
– Как проходят занятия в студии?
– Я задаю темы занятий. Всегда стараюсь давать то, что будет интересно воспитанникам. Думаю, это правильный подход преподавателя. Помимо живописи, я добавила ещё занятия по декору. Теперь называется «Студия живописи и декора «Мечта». Ко мне приходят взрослые, которые уже имеют азы в живописи и декоре, а есть и те, у кого уже есть своё направление. У меня есть мастерица, которая занимается точечной росписью или, например, кто-то шьёт кукол. И вот это ведь интересно, потому что все мы разные, нас много, и смотрим мы на этот мир своими глазами.
Я устраиваю мастер-классы. Вот, допустим, объявляю мастер-класс по точечной росписи. Сами ученики делятся своими секретами и умениями в техниках. Все с удовольствием приходят на такие мероприятия, чтобы получить что-то необычное, интересное.
Четыре года назад я завела традицию. Мы сами делаем календари. Определяю тему календаря, и мы пишем картины. У нас бывало даже, что мы делали по 2 календарика: настольный и настенный. Когда работы готовы, я сама занимаюсь дизайном и вёрсткой календаря. У нас получаются настолько красивые и красочные работы, что такой подарок можно смело преподносить друзьям. Кстати, у нас даже покупают эти календари. Сейчас на наших занятиях мы как раз готовим календарь на новый год.
Каждый год проводим перфомансы. Так же, как с мастер-классом, определяются темы. В этом году у нас была тема «Как прекрасен этот мир», в позапрошлом – «Во власти чувств и настроения». Была ещё интересная выставка арт-пространство «Чёрное и белое». Не только все картины были чёрно-белые, также угощения для гостей мы подбирали согласно нашей концепции. Каждый раз стараюсь придумать что-то новенькое. Как известно, время быстро проходит, поэтому мы уже начинаем готовиться к новой выставке в будущем году.
Также мы участвуем в выставках, благотворительных ярмарках. В прошлом году, к 100-летию ЗАГСа, ко мне обратились по декору коробочек для колец. Мы вместе с моей взрослой группой декорировали эти коробочки и сделали выставку. То есть, настолько разными могут быть области нашего творчества. Также с моими мастерицами из взрослой группы мы делали большие цветы из гофрированной бумаги для оформления помещений и сцены ГДК.
– Мила Владимировна, чем отличаются занятия в вашей студии живописи и декора от детской художественной школы?
– Художественная школа – это школа. В том плане, что там дополнительное образование, обязательное посещении и выставление отметок. У нас работа больше просветительская, культурная. В художественной школе отдельные педагоги по предметам. Преподаватель по композиции, скульптуре, графике, живописи. Я одна учу всему. Начинаю с азов и до больших кропотливых работ. У меня было на определённом этапе, когда я приглашала к себе в студию ещё преподавателей. Так как само определение студия предполагает наличие нескольких педагогов, но, в силу специфики нашего города, это очень сложно. Город маленький, новых педагогов найти трудно. Конечно, очень бы хотелось расшириться, но пока это не получается.
– Говорят, учитель продолжается в своих учениках. Идут ли ребята в художественные вузы?
– У меня каждый год кто-нибудь из воспитанников поступает. Ребята учатся в Казахской национальной академия искусств имени Т.К.Жургенова (КазНАИ), Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства им. О.Тансыкбаева. Этим летом одна из воспитанниц поступила в первый художественный колледж в Москве, есть, кто учится в Питере. Кстати, моя ученица Ульяна Капралова поступила и учится на художника-ювелира в городе Костроме. И так каждый год кто-то идёт в искусство. Бывает, что ребята, которые какое-то время не занимались в студии, потом приходят снова, и я начинаю их готовить. Для поступления необходимо подготовить портфолио. Как раз сейчас ко мне пришёл мальчик. Он десятиклассник, и принял решение поступать в художественный вуз. Очень приятно осознавать, что есть продолжатели.
– Что входит в подготовку к поступлению в художественные вузы?
– Подготовка серьёзная. Нелегко приходится с загруженностью 10-11 классов образовательных школ. У них подготовка к экзаменам, дополнительные занятия. Времени у детей попросту не хватает. В первую очередь, конечно, практика – мы рисуем. Потому что собеседование в вузе сейчас проходит в виде показа своих творческих работ. И причём учебные заведения устанавливают конкретное количество работ. Допустим, 15 работ должно быть по живописи, 10 – по графике и так далее. К этому всему мы тщательно готовимся.
– Мила Владимировна, недавно ваша работа «Камень семьи» дополнила композицию «Невесомость» при въезде в город со стороны посёлка Акай.
– Мы знаем о сложившейся традиции молодоженов, когда новобрачные разбивают на счастье бутылку. К сожалению, часто бутылки попадали в саму композицию и разрушали её. Глава администрации Константин Бусыгин поставил задачу придумать малую архитектурную композицию для молодожёнов, чтобы они смогли проводить свадебный обряд и при этом не портить «Невесомость». Эскизы были предложены мной и художественной школой. К.Бусыгин одобрил мой вариант. Свой проект я назвала «Камень семьи» и сочинила текст-напутствие для молодой семьи. На камне изображено сердце, как символ любви и верности.
В конце месяца, 29 ноября, в фойе городского дворца культуры пройдет выставка «Мой Казахстан» работ заслуженного коллектива народного творчества города Байконура – студии живописи и декора «Мечта». Не забудьте её посетить.
Беседовала Ксения Цивко