Город

Ваше небо – самое красивое!

В Байконуре прошёл мотослёт «Дорога к звёздам».

Ставший уже традиционным палаточный городок мотослёта раскинулся близ песчаного берега Сырдарьи, чуть восточнее КПП №1. И если в 2014 году на мотослёт приезжали в основном мотоклубы Кызылординской области, то в последние годы этот мотопраздник собирает всё больше байкеров из соседних стран: Узбекистана, Киргизии, России, Белоруссии, Украины и Польши. Посетив палаточный лагерь, который разбили участники мотослёта в первый день, можно было увидеть, как встретил их Байконур. Здесь и полевая кухня, и сцена с оборудованием, и просторные тенты со столами и стульями. Познакомившись с одним из организаторов мотослёта, заместителем председателя мотоклуба «Байконур» Артёмом Козловым, мы прошлись по байкерской «поляне». Он рассказал: «Наш юбилейный пятый мотослёт порадовал всех большим количеством участников. Больше сотни мотоциклистов, среди них и те, кто приезжает к нам не в первый раз. Это говорит о том, что у нас им нравится. Их удивляет, как удаётся нашему маленькому клубу организовывать такие мероприятия. Думаю, всё дело в том, что все стараются нам оказать помощь в организации, как физическую, так и моральную.
Людей манит к нам и наше звёздное небо. Сколько раз слышал от приезжих: «Ваше небо – самое красивое!». Неспроста выбрали всё-таки именно это место для постройки космодрома».
После мини-экскурсии отправляюсь знакомиться с мототуристами. Берег наводнён отдыхающими гостями. Поодаль от хозяев стройные ряды железных коней, на которых развеваются флаги под дыханием суховея. Самый тёмный флаг можно спутать с пиратским Весёлым Роджером. Было неожиданно увидеть под ним улыбчивого и приветливого мужчину. Представившись президентом мотоклуба «Wheels Brothers MC» Atyrau, он поделился небольшими подробностями из своей жизни: «Меня зовут Олег Шмаль. Мы приехали в рамках национального мотопробега, шестого за всю историю. Каждый год едем по всему Казахстану по 8-10 тысяч километров. Проезжаем по 18-20 дней в пути. Это очень интересно! Наш совместный пробег превратился из обычных заездов в настоящую республиканскую акцию. Теперь мы не просто ездим к друзьям, а приглашаем абсолютно всех желающих в нашу колонну и едем большим кругом в честь нашей страны. Нет никакого другого значения у этого пробега, кроме того, что это национальный пробег. Я гражданин своей страны. Я не политик, я просто люблю свою страну. Я узнаю её и рассказываю о ней своим друзьям.
Сегодня впервые за всю историю удалось совместить это мероприятие, чтобы посетить фестиваль «Дорога к звёздам». Подгадали дату, чтобы попасть к вам сюда. Это классное место! Знаковое место для всей Земли! Уникальнейшее место! Ребята – большие молодцы, раз смогли организовать этот фестиваль. Он развивает туризм, и, без множества пафосных слов, фестиваль – это ещё одна причина приехать в Байконур».
Распрощавшись, оставляю гостей готовиться к ужину. Впереди у них целый вечер встреч со старыми знакомыми и посиделок у костра под ночным небом.
На следующий день мотослёта участники прошли рутинную регистрацию и отправились в традиционный заезд по городу. Под полуденным солнцем организованная мотоколонна растянулась на сотни метров вдоль проспекта Королёва. Под рёв моторов и объективы телефонных камер случайных прохожих мотоциклисты посетили достопримечательности Байконура. В мотопробеге участвовали и девушки. С одной из них я познакомилась на фотосессии гостей у памятника ракете-носителю «Союз». Маргарита Петрова прибыла в составе колонны верхом на своём верном железном коне, вместе с ней – её супруг и пятеро детей на машине. Она поделилась: «Расстояние для меня не проблема. Я и в Мурманск ездила. Езжу далеко и много. В Байконур приехала для того, чтобы показать город детям. В 2017 году уже приезжала сюда с сыном Тихоном. Сегодня мы приехали все вместе, сыновей зовут Тихон, Егор, Добрыня, Велес и самый старший – Богдан. Стараюсь выезжать куда-нибудь каждый год. В прошлом году, например, путешествовала по центральной Азии».
После множества фото на фоне «Союза» ребята объехали стройной колонной город по большому кругу. Гвоздь программы – музей истории космодрома Байконур в городском дворце культуры. В музее для них провели экскурсию, где рассказали о строительстве космодрома и становлении города. После мотопутешественники вернулись в палаточный лагерь, где для них уже готовили развлекательную программу.
Пока к состязанию готовились, мне удалось поговорить с мототуристами, прибывшими из ближних стран. В тени тента, за общим столом, собрались гости, которых не назовёшь прожжёнными стереотипными байкерами. Среди них одессит Олег Павлов, который приезжает на мотослёт уже в третий раз. Он рассказал о себе: «Моя третья поездка состоялась специально для этого слёта. Ощущения просто великолепные. Иначе и не может быть! В рамках этого заезда, ещё не вернувшись домой, я проехал 8000 км. В 1985 году я служил в Байконуре. Побывал в городе с удовольствием ещё раз. И за городом успели побывать на глиняных крепостях, одна из них находится в 50 км от города. Я путешествую не один. И на мотослёте всегда приятно встретиться с людьми, которые разделяют твой образ жизни и мысли. Это жизнь мотоциклиста!»
Многие посетившие мотослёт приехали исключительно для того, чтобы встретиться со старыми друзьями. Рамис Гареев, прибывший из Киргизстана, каждый год проезжает огромнейшее количество километров. Побывал на Памире, объездил весь Таджикистан, Узбекистан и Казахстан. Вот что он рассказал по случаю мотослёта: «Дорога неблизкая, но, в принципе, не такая уж и далёкая. Ехали не только ради самого пути, больше ради друзей, которые нас всегда встречают. Нам здесь очень нравится. Тут своя аура за счёт палаточной темы. Никто не расходится по номерам, где никого не увидишь. Все здесь! Можно подойти к любой палатке и посидеть поболтать, вместе покушать. Будем приезжать к друзьям чаще».
Отправляюсь тревожить отдыхающих дальше. Не все спят в палатках. Дмитрий Челышев из Тюмени накрывает маленький стол, на котором дымится горячий плов с изюмом. Рядом старые друзья из Байконура. Шутят, что ему впору оформлять постоянную прописку. Дмитрий радушно отозвался на приглашение дать маленький отзыв: «Бываю у вас каждый год. В 2018 году был только три раза. Приезжаю к людям. Манит дружеская обстановка. Но как бы я ни планировал заезд, самое сложное для меня – это нехватка времени. Хочется побыть и там, и здесь. Появляется много знакомых. Однажды по Казахстану путешествовал целых 10 дней. Хотелось заехать ко всем-всем-всем друзьям, иначе они бы обиделись (смеется)».
Через пару палаток остановилась гостья из Алматы. Как выяснилось, чаще всего девушки бывают на мотослёте пассажирами, но Луиза Шикер посетила мотослёт на своём мотоцикле: «Я жила в Байконуре, но три года назад переехала в Алматы. Дорога даётся мне легко, особенно потому, что со мной рядом любимый мужчина. Он всегда позаботится о том, чтобы было сухо и тепло. Вовремя надеть дождевик, остановиться, покушать… С этим никаких проблем. Думаю, одной ехать было бы тяжело. Сам мотослёт приятно удивил тем, что здесь собрались люди не только из Казахстана, но и России, Беларуси и Украины. Это очень классно! Люди знают и помнят о Байконуре не только по космической теме, они тянутся к мотоклубу!». Сделав пару совместных фото, не прощаюсь, мы обязательно встретимся у сцены.
Оборудование готово, и дан старт развлекательной программе под аккомпанемент рок-музыки. Все желающие поучаствовали в конкурсе на самый громкий мотозвук, метали колесо на дальность, перетягивали цепь и продемонстрировали свой тюнинг. После всем подарили памятные призы. Финальным аккордом вечера стал праздничный салют.
Вечера в компании друзей у костра до поздней ночи, новые знакомства, океан позитивных эмоций. Встреча мотоциклистов подошла к концу, и завтра практически все выдвинутся домой, так что все активно обменяются адресами, номерами и приглашениями.
Вспоминая мотослёт, хочется поблагодарить мотоклуб «Байконур», который возглавляет председатель Владимир Белоус, за тёплый приём и драйвовую атмосферу. Марина Рыбальченко, писарь мотоклуба, поделилась со мной впечатлениями о работе сообщества: «Думаю, наш международный слёт удался. Приехали люди из разных стран, городов и различных национальностей. Как члены клубов, так и просто вольные путешественники.
Не все байконурские байкеры входят в наш мотоклуб, но, тем не менее, они приехали принять участие, пообщаться с гостями, оказать нам или гостям помощь и поддержку. Также активное участие во всём этом принимают жёны и подруги членов клуба. Некоторые прибывшие ребята приехали случайно, встретив на трассе тех, кто ехал к нам. До сих пор есть люди, которые не знают о том, что можно попасть в наш город, и что у нас есть собственная мотокультура.
В прошлом году к нам приезжал парень, приверженец вегетарианства. Побыл пару дней у нас на картошечке. Я веду к тому, что образ байкера не такой, как всем кажется. Не соответствует стереотипам. Просто удивляешься, какие люди приезжают! Насколько они многогранные и развитые разносторонне».