Космический путь «Прогресса»

Космический путь «Прогресса»

26.02.2018 0 Автор admin
Байконурский филиал АО РКЦ «Прогресс» - одно из ведущих предприятий космодрома Байконур, осуществляющее подготовку и пуск РКН семейства «Союз», а также ряда космических аппаратов. Директор филиала Владимир Васильевич Сердюк с готовностью откликнулся на предложение редакции газеты «Байконур» о сотрудничестве с целью широкого освещения деятельности предприятия. Результатом чего стала поездка корреспондента газеты в «святая святых» – МИК площадки 112. Первым собеседником корреспондента стал начальник комплекса подготовки РН и КА Дмитрий Сергеевич Семиколенов. Он рассказал об основных направлениях деятельности комплекса и его руководителях. - Дмитрий Сергеевич, уже в названии вашего подразделения заложена его задача. А чем конкретно занимается ваш комплекс в филиале? - Наша основная задача – сборка и подготовка ракет к пуску. Комплекс обладает основным производством и вспомогательными службами. Ракеты изготавливаются поблочно на заводе в городе Самаре и затем доставляются на космодром в специальных вагонах. Кстати, ночью (19 февраля – прим. В.Е.) очередной состав прибыл на станцию Торетам, и сегодня состав загонят в МИК. Эта ракета предназначена для запуска пилотируемого корабля. 7-4 - Сколько вагонов приходит? - Ракета-носитель находится в семи вагонах. Плюс ещё три вагона комплектующих, которые ставятся на ракету отдельно. То есть состав состоит из десяти вагонов. Состав с завода сопровождается вооруженной охраной в отдельном вагоне. Ракета приходит в гермоукупорке, в специальных чехлах. - Какое время уходит на подготовку ракеты к старту? - Ориентировочно цикл подготовки составляет три недели. Начиная от приёмки и до момента вывоза изделия на стартовый комплекс. То есть мы снимаем гермоукупорку, проводим внешний осмотр, сборку, испытания. Ракета проходит испытания всех систем. Это три больших комплекса – система управления, система измерения, так называемая телеметрия, двигательная установка. На участке №3 испытываются на герметичность все баки, магистрали, трубопроводы, проверяется срабатывание клапанов и т.д. Система управления – это «мозг» ракеты. На участке №4 проверяются все его элементы. Система телеметрии – это передача информации о работе ракеты в полёте. Этот контроль системы осуществляет участок №5. После проведения автономных испытаний проводятся зачётные комплексные испытания. На ракете подключены все кабели, но она не заправлена. Во время испытаний имитируется полёт ракеты, идёт отсчёт времени, контролируется прохождение всех команд вплоть до 540-ой секунды. Если всё прошло штатно, ракета готовится к вывозу на стартовый комплекс. Ракету перекладывают на транспортный установочный агрегат и готовят к стыковке третьей ступени с космической головной частью и общей сборке ракеты космического назначения. Вывоз на старт начинается традиционно в 7 часов утра. В первый день на стартовом комплексе проводятся генеральные испытания, в которых участвуют и системы старта. Второй день, как правило, резервный, на устранение выявленных замечаний. Третий день является пусковым. Готовятся все системы к заправке, выполняется демонтаж всех съёмных элементов. Вы, наверное, обратили внимание, что на ракете на технической позиции очень много красного цвета – различные заглушки, короба, флажки и т.д. Они специально окрашены в красный цвет, чтобы бросались в глаза. Это всё снимается на старте. Перед пуском на ракете ничего не должно оставаться красного. Ведётся строгий учёт под тройным контролем и сдача всех съёмных элементов. В третий день ракета заправляется топливом. Вы могли заметить, что на вывозе ракета серого цвета, а после заправки становится белоснежной. Потому что в баках находятся криогенные компоненты при температуре минус 186-189 градусов, и поэтому на стенках выпадает иней, который и «окрашивает» ракету в белый цвет. 7-5 - На космодроме Плесецк даже есть традиция выводить на инее имя Таня на удачу. - Руководство, конечно, ругается, но космические романтики любят написать пальцем на этом инее имя любимой (улыбается). Это как одна из традиций космодрома. Например, есть ещё одна традиция. Один из наших технических руководителей на пуск обязательно надевает красный галстук. Недавно после переноса пуска этот конструктор сокрушался, что не надел в день старта свой красный галстук. На самом деле, у каждого расчёта есть свои традиции, но не все о них рассказывают. На второй попытке были соблюдены все традиции, и ракета успешно стартовала. 7-2 - Сколько типов ракет вы готовите к пуску? - Всего 7 типов ракет. Это ракета старого образца «Союз-ФГ». Её уже сняли с производства, осталось всего 8 штук, и она используются только для пилотируемых полётов. Также мы готовим ракеты «Союз-2» этапов 1а и 1б. Есть ещё 2 модификации ракеты «Союз-2» – это «Союз-СТ» для Гвианского космического центра на космодроме Куру. Она отличается тем, что технология подготовки адаптирована для сборки «пакета» с космической головной частью уже на старте в вертикальном положении. Также этот «Союз» адаптирован под европейский формат телеметрии. И ещё один «Союз-2» этапов 1а и 1б адаптирован для подготовки на космодроме Восточный. - Помимо ракет, ваш филиал занимается ещё и подготовкой космических аппаратов, изготовленных самарским «Прогрессом». Когда ожидается запуск спутников? - Действительно, мы занимаемся подготовкой к пуску аппаратов «Ресурс-П», «Фотон» и «Бион». В 2019 году планируется пуск «Ресурса-П» №4. Это будет последний аппарат этой серии. Далее пойдут модифицированные «Ресурсы». Технология подготовки этих спутников предъявляет строгие требования по чистоте воздуха. Для этого у нас есть чистовая камера. В среднем на подготовку космического аппарата к запуску уходит два с половиной месяца. 7-3 - Штатная численность комплекса позволяет решать масштабные задачи? - Всего в нашем подразделении трудится 221 человек. У меня есть 3 заместителя. Это зам. по испытаниям Геннадий Валентинович Демидов, зам. по производству Андрей Юрьевич Шумилин, зам. по подготовке производства Александр Петрович Карпов. Линейно комплекс делится на участки. Участок №1 – монтажно-сборочных работ, руководитель Виктор Геннадьевич Сорокин. Участок №2 был под РН «Энергия», его сейчас нет, поэтому следующим идёт участок №3 – испытаний двигательных установок, начальник Сергей Игоревич Идоленков. Участок №4 – систем управления, его возглавляет Владимир Викторович Денисов. Участок №5 – систем измерения телеметрии, заведует им Алексей Александрович Пилипенко. Также есть группа ЗАС – зарядно-аккумуляторная станция, руководитель Владимир Григорьевич Буханцов. Важная роль отводится группам по подготовке космических аппаратов. На время работ группы усиливаются специалистами. Это группа 3-1 – занимается подготовкой объединённой двигательной установки космического аппарата и системой терморегулирования. Командует этой группой Тулиген Дюсекунович Коколов. Группа 4-1 – подготовки систем управления космического аппарата, руководитель Татьяна Витальевна Навроцкая. Работой бюро МТО КСР управляет наш ветеран Виталий Исаакович Пильдес. Есть у нас и бюро материального обеспечения под управлением Альбины Петровны Назаровой. Бюро труда и заработной платы руководит Вера Николаевна Антонова. Завхозом комплекса является Елена Мироновна Подлесная. Это наш руководящий состав, который прекрасно справляется со своими обязанностями. Ближайшая наша важнейшая задача – подготовка ракеты для пилотируемого запуска корабля «Союз МС-08». Приступаем к работам на ракете 6 марта. P.S. Как оказалось, в рамки одной газетной страницы все материалы о предприятии и его работниках не поместились. Поэтому в ближайших номерах газеты будут опубликованы другие материалы о Байконурском филиале АО «РКЦ «Прогресс». Вячеслав ЕГОРОВ Фото из архивов филиала