Космодром

Байконур – база для трёх космодромов

Создание космодрома Байконур не было одномоментным актом, развитие и совершенствование его инфраструктуры шло всё время и продолжается сейчас. Точно также в течение десятилетий в Байконуре шло формирование кадрового потенциала. Оба этих процесса очень сложные и взаимозависимые, и когда началось строительство комплекса для пусков ракет «Союз» на космодроме Куру во Французской Гвиане, помимо технических вопросов перед руководством Роскосмоса встал и вопрос об обеспечении работ по подготовке и пуску ракет соответствующими расчётами.

Рассматривались разные варианты, но, в конце концов, выбор был сделан в пользу временного командирования в Гвианский космический центр специалистов и расчётов от предприятий российской космической отрасли – это позволяло перенести на новый космодром опыт организации работ и взаимодействия между различными предприятиями, накопленный за десятилетия. Естественно, наибольшая нагрузка при работах на французском космодроме выпала на самарский «Прогресс», сотрудники которого занимались испытаниями и сборкой ракеты и подготовкой к её пуску на стартовом комплексе. Но и для Космического центра «Южный» работы нашлось немало: участие в комиссиях по приёмке в эксплуатацию наземного оборудования, контроль всех этапов испытаний ракеты-носителя, разгонного блока, их сборки и подготовки к пуску, обслуживание объектов наземной космической инфраструктуры. Для выполнения этих операций на космодром Куру командировались десятки специалистов головного ЦЭНКИ и его филиалов, в том числе и крупнейшего – Космического центра «Южный». Всё время эксплуатации стартового комплекса «Союз» в Гвианском космическом центре шло непрерывное совершенствование системы формирования расчёта запуска для космодрома, его подготовки, организации жизнедеятельности. Многим расчётам космодрома Байконур пришлось «делиться», чтобы остающаяся в Байконуре часть коллектива могла полноценно выполнять работы по испытаниям космической техники и подготовке к пускам, а убывающим в командировку – выполнять ту же работу на космодроме в Южной Америке. Не всегда это было просто делать – если пусковые кампании в Байконуре и Куру совпадали по срокам, то напряжённо приходилось работать обоим стартовым расчётам.

Фактически с начала функционирования на космодроме Куру стартового комплекса для пусков ракет «Союз» Байконур стал базой для этого космодрома.

По мере строительства нового российского космодрома на Дальнем Востоке встал вопрос об эксплуатации его объектов и формировании расчёта запуска. Байконурцы к этому времени уже плотно освоили Восточный, работая в рекогносцировочных комиссиях и контролируя ход строительства. Опыт эксплуатации Гвианского космического центра решено было распространить на дальневосточный российский космодром, и для ввода в эксплуатацию и отладки оборудования на Восточный стали направлять специалистов Космического центра «Южный». Так Байконур стал базой и для нового российского космодрома. С минувшей осени, когда работы на дальневосточном космодроме приблизились к финальной фазе, количество сотрудников ЦЭНКИ на Восточном резко выросло, и на ротационной основе там побывали уже сотни специалистов космодрома. Десятки сотрудников Байконура выбрали восточный космодром в качестве места своего постоянного жительства и, переехав к новому месту работы, составили костяк специалистов Восточного.

Прошедший во второй половине марта «сухой вывоз» на стартовый комплекс ракеты «Союз-2.1а» стал смотром готовности Восточного к предстоящему пуску, и в этот период на Дальний Восток было командировано большое число специалистов из Байконура.

Сейчас десятки сотрудников Космического центра «Южный» вновь получают командировочные предписания: в конце апреля Восточный должен родиться как космодром – на 27 апреля с него намечен первый пуск, и нашим специалистам предстоит напряжённо поработать, чтобы подготовить пуск. Будем надеяться, что это событие произойдёт в запланированные сроки.

Параллельно байконурцы пакуют чемоданы и в Куру, откуда 23 апреля должна стартовать ракета «Союз-СТ-А» со спутником «Сентинел 1Б». Вновь две пусковые кампании совпали.
Как в дальнейшем будут решаться кадровые проблемы Восточного? Видимо, второй пуск, намеченный на конец 2017 года, также будет выполняться в значительной мере за счёт специалистов, командированных из ЦЭНКИ и других предприятий Роскосмоса. А вот в 2018-м году Восточному формирование собственного расчёта запуска нужно будет завершить – на этот год запланированы три пуска ракет «Союз», и командирование большого числа специалистов с такой частотой вряд ли оправданно, тем более что в следующем, 2019 году Восточный должен будет выйти на штатный график пусков, выполняя пять-шесть пусков ежегодно.

При формировании космодрома Байконур Сергей Павлович Королёв настоял, чтобы военные отправили в казахстанские степи опытных испытателей с полигона Капустин Яр, и десятки этих ракетчиков внесли большой вклад в успешное начало работы первого космодрома мира. Позже Байконур стал базой для формирования многих испытательных частей Плесецка. Теперь южный космодром передаёт дальневосточному эстафетную палочку космических достижений.

Олег УРУСОВ
Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост