Город

Долгих лет жизни!

Для рубрики «Наши ветераны» редакция находится в постоянном поиске тех, кто, несмотря на свой преклонный возраст, может уделить время и рассказать нам о себе. Частенько контакты и адреса ветеранов можно получить, обратившись в службу социальной защиты. Всё реже удаётся побеседовать лично с поколением в преклонных летах из-за его невероятной скромности и хрупкого здоровья. Тем ценнее инициатива самих пожилых людей, обращающихся в редакцию самостоятельно. Об одном таком случае и пойдёт сегодня речь.

Жарким июньским днём в редакции зазвонил телефон. На другом конце провода зазвучал женский голос, с благородными нотками старости. Слегка взволнованно она представилась Тамарой Корсаковой и сердечно просила рассказать городу… Нет, в этом голосе было воодушевление заявить на всю планету о том, какого прекрасного врача она встретила намедни. Договорившись о времени, мы встретились в квартире у Тамары Николаевны. Типовой панельный домик №18б по Янгеля, первый этаж, собственный палисадник под окном. Именно здесь Тамара Николаевна и её супруг Роберт Николаевич живут уже четверть века. Представившись друг другу вживую и помыв руки с улицы, принимаю приглашение пройти в уютную большую комнату. Здесь словно застыло время. Раритетный отполированный сервант, сияющий блеском, заполнен кропотливо выстроенным в ряд хрусталём. Опрятные, так и зовущие присесть креслица. И только сплит-система на стене и телевизор рушат романтику советской эпохи.
— Жарко, дочка, – Тамара Николаевна торопливо нажала на пульте кнопку включения, – Присаживайся, всё расскажу.
Мы устроились поудобнее на диване, и Тамара Николаевна начала свой рассказ. Ей не терпелось рассказать про замечательного врача-кардиолога Жанар Бикмурзаеву, с которой она познакомилась в начале месяца.
— Совсем молодая, работает в кардиологическом отделении госпиталя. Дочка, как же она внимательно осматривает! Такая душевная, складная! Как же от неё теплом веет. Придёт и успокоит: «Бабуля, всё будет хорошо, не переживай». Вот какая молодец! – с блеском в глазах, она ещё долго рассказывала о Жанар Кабаковне.
— Я пролежала три дня в реанимации. Ко мне то и дело медсёстры подходили: то воды поднести, то ещё что-нибудь. Говорили: «Нас Жанар Кабаковна послала к вам!» Какая забота! Я хочу пожелать счастья её семье, всего самого наилучшего, что только есть в этом мире! Всех земных благ! Долгих лет жизни ей и её близким. Я и про мужа моего рассказала ей. Он ходит сейчас с палочкой по состоянию здоровья. Ему 83-й год идёт, а мне 84-й.»
Восхищение, с которым Тамара Николаевна описывала врача, не оставило меня равнодушной. Бескорыстная забота всегда рождает искреннюю благодарность. Призадумавшись о светлом, добром и вечном, оглядела комнату внимательнее. Мой взгляд упал на чёрно-белый снимок выпускников на верхней полке серванта. Стало любопытно, кем же Тамара Николаевна была в молодости? Попросив её рассказать о себе, наткнулась на категорическую скромность. Продолжительные уговоры сделали своё дело, и мы сменили курс беседы.
— Родом я из Яны-Кургана (нынешний Жанакорган – прим.). Пятеро детей было у мамы. Отец рано ушёл из жизни. Как раньше жили в 36-м году? Бедно. Но всех моя мама воспитала и поставила на ноги. Все выучились и получили образование.
Приблизившись к серванту и рассмотрев фото повнимательнее, я без труда нашла на нём молодую Тамару. Те же, что и сейчас, изящные черты лица и добрые глаза. Лишь серебро в волосах говорит о прошедших годах.
— Это был первый выпуск учителей широкого профиля. Сразу после школы, в 54 году я поступила в Алматинский педагогический институт. В 58 году пора было выпускаться. Но профессорский состав со всех факультетов собрал тех, кто очень хорошо учился и… Оставил их на дополнительный пятый год! Рёву-то было, плача!» – рассмеявшись, вспомнила она, – очень хорошие преподаватели были у нас. Кандидаты наук!
Отучившись, Тамара с супругом вернулась в Яны-Курган и поступила на работу в школу, которую закончила сама. В ней она проработала 36 лет. Преподавая географию, биологию и химию, заслужила звания отличника просвещения СССР и отличника просвещения КазССР.
— Грамот целый чемодан… Но лучшей наградой всё-таки становится ощущение, что не зря работала. Вот недавно ученики приглашали на 40 лет выпуска в Яны-Курган. Почти все выбились в люди. Кто дороги строит, кто на должностях. Полезное дело делают. Немного расстроились, что не всем свидеться удалось. Говорили: «Эх, мы бы им билеты оплатили туда и обратно!» Всё-таки все разъехались. Кто в Белоруссии живёт, кто в Подмосковье, – вздохнула она.
Ещё долго мы обсуждали школу, учёбу и образовательные программы. Тамаре Николаевне не очень нравится новая система образования. В 1961 году родился её старший сын, в 65-м – дочь. Как не повозиться с домашними заданиями, помогая с внуками в семье, где образование стоит первостепенной задачей?
— Раньше всё же было лучше. У меня, например, в кабинете всегда висели стенды с информацией, которую готовили сами ученики. Давала им задания постоянно читать газеты и искать актуальную информацию. Пару строчек, в которых будет собрано всё самое важное. Другие дети их читают и просвещаются. На следующий день уже другой ученик этим занимается. А родители какие были дружные! Чучел мне наготовили для кабинета: и голубей, и фазанов, и кекликов. Кого только не было! Благодаря этому, мой кабинет всегда был самым лучшим по области.
Тихим шагом в комнату вошёл супруг Тамары – Роберт Николаевич. Поздоровавшись, он присел на креслице у самой двери. Тамара Николаевна оживилась, и тут же главной темой беседы стал её любимый супруг. В этот момент ко мне пришло ощущение, что передо мной самая настоящая благополучная семья.
— 59 лет живём мы вместе. Он, кстати, двойняшка. Сестра его живёт в Санкт-Петербурге. Никогда мой дед не курил и не пил. Праздники всё равно как-то отмечали. Работали очень хорошо. И дома успевали, и на работе. Трудолюбие и любовь к своей профессии помогали нам все эти годы. А ещё, куда нужно было поехать, всюду вместе отправлялись. Никогда в одиночку не ходили. В 95-м году переехали в Байконур. Союз ведь развалился, всюду искали работу. И по совету знакомой, которая торговала, приехали сюда. И по сей день всё у нас хорошо. Главное, чтобы здоровье было. Остальное – это так… Все едут куда-то. Я же ни за что Казахстан не оставлю. Это моя родная земля.
Роберт Николаевич слушал супругу с уважением и внимательностью, которая восхитила меня. Тамара Николаевна продолжала рассказывать про мужа. О том, что работал он на свинцовых шахтах Кентау Шалхия. И познакомились они благодаря тому, что направили их обоих работать в Уральск, там и расписались в окружении самых близких.
— Наш дедушка постоянно работал. За его труд даже звания разные давали! Как и я, он Ветеран труда. Вдобавок, Ветеран города Байконура. Даже грамоту получал от самого генерала Владимира Поповкина! – нахваливала возлюбленного Тамара, с нежностью поглядывая на него.
Не желая больше отнимать время у милейшей пары, я тепло поблагодарила за беседу Роберта и Тамару. Ощущения от встречи были просто волшебные. Люди старой закалки всё же терпеливее и искуснее в плане создания семьи. Прожить больше полувека вместе в горести и радости. Идти рука об руку, несмотря ни на что. Радоваться простым вещам, таким как врач, который качественно делает свою работу. Верить в простые человеческие ценности и любить друг друга. Ни это ли мечта всех времён?

Камила ЕРМАХАНОВА
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост