Джипы топей не боятся!
На берегу Сырдарьи прошёл первый в Байконуре джип-триал.
Воскресным утром 5 ноября на территории за городским парком возле источника состоялось необычное для Байконура событие. Владельцы внедорожников и любители экстрима собрались, чтобы проявить своё мастерство и поадреналинить
на крутых горках в рамках соревнований по джип-триалу «Сырдарьинские топи».
Шквалистый ветер рвёт флаги на беседке, солнце от греха подальше спряталось за плотные занавески тучек и лишь изредка подглядывало сверху. Но организаторов – группу молодых людей, основавших в начале 2017 года сообщество Off road 4х4 club Baikonur, участников в количестве 9 машин и многочисленных зрителей непогода не пугала. Напротив, настраивала на позитивный лад.
Активист-организатор Тимур Саттаров даёт чёткий инструктаж джиперам – «Главное – аккуратность и безопасность», почётные гости – председатель общественной организации «Офицеры России» Пётр Майданов, также оказавшая поддержку в организации представитель УКМПТиС Жанна Ким высказали добрые слова пожеланий, и – в путь! Комментатор Евгений Черешнев из числа байкеров с подходящим клубным именем «Заводило» заводит публику и подбадривает экипажи.
Рвёт с места экипаж под номером 1. Ему предстоит первым пройти трассу. Пока «Ниссан Террано», рыча и подпрыгивая, преодолевает ухабы трассы, есть минутка кратко ознакомить с условиями соревнований. Всего в джип-триале для участников были подготовлены 2 трассы. Первая – попроще, вторая –
посложнее. Джипы разделены на 2 класса. В классе D1 – стандартные автомобили без доработок. В классе D2 – машины уже с небольшими конструктивными изменениями: внедорожной резиной, повышенным дорожным просветом (клиренсом), установленными шноркелями (воздухозаборниками).
Даже несмотря на то, что трассы помогали прокладывать специалисты из Шымкента, оба кольца получились не самыми сложными для опытных джиперов. Можно даже сказать, что это, скорее, не топи, а «Сырдарьинские барханы». Некоторые комментаторы из числа «диванных джиперов» заявили бы: «Да я бы тут на своей «девяточке» легко проскочил». А это уже вряд ли. Для преодоления препятствий автомобилю нужны были высокий клиренс, полный привод и короткие свесы. Там далеко не каждый паркетник прошёл бы.
Уже после прохождения первых участников становится ясно, что трассы идеально подходят для короткобазных и узких машин – «Нив» и «УАЗов». Но, увы, ни одного отечественного УАЗа не было. Зато были его собратья – немецкий «Гелендваген» и японский «Мицубиси», прозванный за зелёный цвет «Зеленвагеном». Ребята, сами собравшие этот отличный образец внедорожника, и не скрывали, что это явный фаворит. А «Ниву» успешно представлял её большой брат – «Шевроле Нива».
Не зря предупреждал Т.Саттаров про аккуратность. Ведь в джип-триале главное – не скорость, а чистота прохождения и минимальное количество штрафов. Поэтому мощные и громоздкие «Мицубиси Паджеро» и «Ниссаны Патроли» на узенькой трассе с крутыми поворотами и миниатюрными воротами шириной всего 230 см оказались стеснёнными, будто слон в посудной лавке. Не обошлось и без «битья посуды», то есть снесённых напрочь деревянных вешек с ограничительными ленточками. Но судьи оперативно с помощью рулона ленты и кувалды восстанавливали ограждение трассы.
А публику ждёт зрелище ещё круче. Не зря наблюдательные зрители заметили протянутые по воде ленточки. В «бой» вступили внедоры класса D2. Взметая снопы брызг и вздымая мощным бампером волну воды, тяжёлые джипы уверенно проходили по воде вдоль берега. Алексею Плотникову в непромокаемом костюме и тут приходится забивать на место снесённые колышки.
Но что это за триал без «посаженных» джипов? Ожидания любителей адреналина сбылись. «Икона» джиперов «Джип Вранглер Рубикон» неожиданно застрял в воде. Пилот Денис Козевихин объяснил, почему что-то пошло не так: «Нас вынесло волной далеко от берега. И нам не удалось выбраться. Резина не та». «Рубикон» не прошёл. Зрители иронизировали: «Два миллиона утопили». На помощь пришёл эвакуационный джип.
Перерыв между двумя трассами заполнен с пользой.
«Заводило» созвал желающих на турнир по армрестлингу, в котором не оказалось равных пожарному МЧС России Константину Французову. А супруга одного из пилотов Александра Жаркова получила роскошный букет в честь дня рождения. Более того, именинница получила ещё один шикарный подарок. Она проехала трассу на месте штурмана и была просто счастлива: «Именины удались, безусловно!». Не менее довольна и семейная чета Ашенбрейнеров. Наталья, проехавшая обе трассы штурманом, говорит, что сразу согласилась на предложение мужа Алексея об участии в соревнованиях: «Даже не задумывалась. Мы как-то катались за городом, мне понравилось». Зато теперь полно эмоций. Наталья говорит: «Классно! Адреналина много. Страшновато немножко было там, где самая глубокая яма». Алексей тоже доволен: «Ощущение драйва. На второй трассе было поинтересней. Первый блин комом. Уже понял свою ошибку – мало газа давал. Если пригласят, будем соревноваться. Идею поддерживаем. Организация хорошая».
Понравились соревнования и пришедшему с папой Евгением 9-летнему Саше: «Мне понравился «Ниссан Террано». Папа Евгений, оказывается, опытный джипер, владелец «Тойоты Ланд крузер 76», участвовал в горном триале под Шымкентом. А сын Саша в возрасте 7 лет даже проехал трассу на месте штурмана в машине у чемпиона Казахстана Виталия Немотова. «Помнишь, как ты летал по салону, – вспоминает Алексей. – Нам ничего не светило, но мы проехали достойно». Евгений положительно оценил первый триал в Байконуре. И изъявил желание участвовать в следующих соревнованиях.
Руслан Саттаров, чемпион в классе D2, отдал должное трассе: «Она очень достойная для первого раза. Но так как большинство машин в штатной комплектации, то и трасса соответствующая. Я не скажу, что она лёгкая. Где-то и мне было тяжело. Было 3 сложных участка. Это пересечённая местность с ямками, когда машина в воздухе подпрыгивала, это вода и подъём с ложбинкой». Для Руслана Саттарова и Рината Садыкова это первый успех, и они надеются развить его в дальнейшем.
На церемонии награждения победители и призёры получили заслуженные награды – дипломы, а также специальные наборы от магазина «Экспедиция».
Призовые места заняли: в классе D1 – 1. Евгений Шкарлет, Алексей Лыков – 4 мин 5 сек за 2 трассы, 75 штрафных очков («Грейт Уолл Ховер»), 2. Денис Козевихин, Алексей Кононенко – 4 мин 7 сек, 135 штр. («Джип Вранглер Рубикон»), 3. Александр Хабунков, Виталий Минсафин – 4 мин 36 сек, 140 штр. («Ниссан Террано»); в классе D2 – 1. Руслан Саттаров, Ринат Садыков – 2 мин 19 сек, 125 штр. («Мицубиси Паджеро»), 2. Роман Жарков, Юрий Мишин – 4 мин 20 сек, 140 штр. («Ниссан Патроль»), 3. Равиль Исхаков, Алексей Яценко – 3 мин 6 сек, 195 штр. («Ниссан Патроль»).
Т.Саттаров поблагодарил за помощь в организации джип-триала городскую администрацию в лице главы города Константина Бусыгина, сотрудников УКМПТиС, партнёров в лице типографии «Фреш колор», фитнес-клуба «Викинг», а также тех, кто посильно помогал в проведении соревнований.
Вячеслав ЕГОРОВ
Фото автора