Город,  Коммунальное хозяйство

О тех, кто вывозит наш с вами мусор

На этот раз в рубрике «Будни ЖКХ» мы решили рассказать об управлении санитарной очистки города ГУП ЖХ, а именно о людях, которые вывозят бытовые отходы нашего города.

Договорившись о встрече с начальником Управления санитарной очистки города ГУП «Жилищное хозяйство» (УСОГ) Рахмашем Ерниязовым заранее, я подъезжаю на заправочную станцию к 7 утра. Мусоровозы уже заправляются дизтопливом. Рахмаш Ерниязов на ходу рассказывает мне о специфике работы его управления.
«Сейчас у нас в городе четыре мусоровоза, три постоянно используются, четвертый стоит для подстраховки, если вдруг какая-нибудь из машин сломается», – объясняет начальник УСОГ. – Для этих машин утверждены три маршрута – микрорайоны города, район «Даманский» и центр города, прилегающие к Арбату улицы».
Представив меня водителю мусоровоза Нурлану Абибулаеву и грузчику Алишеру Сагадинову, Рахмаш Ерниязов отправляет меня с ними по маршруту.
«Не переживай, сейчас быстро проедем по стоянкам и поедем на полигон ТБО», – успокаивает меня водитель мусоровоза.
Маршрут: район «Даманский» – это все мусорные стоянки внутри квадрата улиц – Мира, Янгеля, Сейфуллина и Королёва.
Заезжаем на первую стоянку по улице Мира, д.1. Нурлан Абибулаев становится за пульт управления краном мусоровоза и, ловко манипулируя рычагами, начинает отправлять баки с мусором в контейнер мусоровоза. Алишер Сагадинов, несмотря на тяжесть контейнеров, перемещает их по стоянке как наперстки: полные подтягивает к крану, пустые выставляет в ряд.
Это уже позже я поняла: для чего такие манипуляции проделывает грузчик. Машина большая, места на стоянке мало, и постоянно ее передвигать не получается. Поэтому для этих целей и существует тандем из водителя и грузчика, чтобы минимизировать время, потраченное на уборку мусора.
После того, как мусор попадает в бак мусоровоза, его начинают прессовать. Это делается для того, чтобы мусор занимал меньший объем в машине.
Как рассказал Нурлан Абибулаев, раньше мусор на полигон вывозили только до обеда. Сейчас его объем увеличился, и за смену они успевают съездить на полигон три, а иногда и четыре раза.
«Еще три стоянки, и мы поедем на полигон», – уточняет водитель.
До начала моего рабочего дня оставалось еще около двух часов. Поначалу запах мусора чувствовался везде: на улице, в машине, но потом ты перестаёшь его замечать. Осталась только жара, которая никак не отпускала, а только еще больше начинала выматывать.
После второй стоянки Нурлан Абибулаев «сетует»: «Что-то мусора сегодня, как назло, мало».
«Ничего, покатаюсь с вами подольше», – отвечаю ему я.
Время 8 утра. Уже час, как мы ездим по стоянкам мусора и загружаем его в машину. Город просыпается. И люди, спешащие на работу, по пути выкидывают пакеты с мусором. Контейнеры опять наполняются. КамАЗ громко шумит, прессуя мусор, а мы продолжаем двигаться по заданному маршруту. Впереди еще много стоянок, много работы и много мусора. Надо успеть все убрать до жары, когда мусор начнет гнить и распространять зловонный запах.
Нурлан, водитель машины, по пути расспрашивает меня о моей работе, я ему рассказываю и в ответ задаю вопросы о его работе.
«Работа не тяжелая, но ее мало кто видит. Но вот если мы перестанем работать, тогда все о нас вспомнят, – делится со мной Нурлан. – Помните, как год назад стоянки были завалены мусором, когда у нас не хватало техники ее убирать. Какой шум стоял в городе. Сейчас у нас техника новая, на ней приятно работать».
Я с ним соглашаюсь, ведь мало кто понимает, каким трудом и в каких условиях сотрудники ГУП ЖХ поддерживают чистоту в нашем городе.
Сидя в машине, делаю заметки, чтобы ничего не забыть, мужчины трудятся, а ко мне в открытое окно летит мусор при загрузке мусоровоза. И так несколько раз в день, целый день.
На одной стоянке мы проводим по 20-30 минут в зависимости от загруженности контейнеров. Тут же после нас наводят чистоту дворники.
«Обидно, что люди даже не стараются донести мусор до контейнера. Бросают рядом. У нас и так всегда ветер, и без помощи людей мусор часто разлетается. А тут еще и байконурцы не хотят нам помочь. Ведь разве сложно выбросить пакет с отходами в бак?» – делится со мной своими мыслями женщина, которая работает дворником.
После нас на эту стоянку приедет погрузчик, который будет убирать крупногабаритный мусор (КГМ), чаще всего это строительные отходы, то, что не влезло по размерам в контейнер.
Чем больше мы загружаем мусора, тем дольше машина его прессует.
На небе ни облачка, солнце начинает нещадно палить, а на лобовое стекло КамАЗа опускается листик, где рукою ребенка написано: «Ждем два дня». Символично, учитывая то, что после этих выходных обещают понижение температуры. А мы, наконец, загрузив машину полностью, отправляемся на полигон.
Городская свалка, или как правильно ее называть, полигон ТБО, находится по трассе в сторону Казалинска.
Алишер просит включить музыку в салоне, Нурлан шутит, что она на казахском языке, но под музыку же веселее ехать. Поэтому, включив первую попавшуюся песню, мы едем на полигон.
При въезде нас встречает мастер полигона Айдос Шаканов, который рассказывает, что площадь мусорной свалки 1 гектар. Сюда свозится весь мусор с площадок, города и его организаций.
Айдос Шаканов уточняет, что ему в процессе сортировки помогают рабочие, которые закреплены за полигоном. Они указывают водителям мусоровозов, куда сбрасывать мусор, с помощью бульдозера делают захоронение ТБО.
Весь мусор на полигоне сортируется на три вида: бытовой, строительный (он хоронится отдельно), медотходы, они сжигаются в топке.
«Аккуратнее, смотри под ноги, очень много стекла и гвоздей, как бы не наколола подошву», – советует мне Нурлан. И, правда, мусорная свалка блестит на солнце бликами от битого стекла.
КамАЗы, после выгрузки мусора, моют, дезинфицируют лизолом. Для этого на полигоне всегда находится водовоз и запас воды.
Иелуп Калым, водитель водовоза, рассказал, что за день делает один рейс и привозит 6 кубов воды.
Получив талон на разгрузку мусора от мастера полигона, мы, попрощавшись, уезжаем обратно в город.
Впереди еще много работы, и за смену мы успеем съездить еще пару раз на полигон.
По завершении экскурсии, если эту поездку можно так назвать, я осознала, как тяжела эта работа. На собственном опыте убедилась, что вокруг нас трудятся люди, которых мы порой не замечаем. Но стоит им прекратить выполнять свою работу, наша жизнь станет невыносимой. Так давайте ценить такой тяжелый и, без преувеличения, нужный труд людей, которые заботятся о чистоте нашего города.

Анна КАДЫШЕВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост