Космодром

Есть ли жизнь на Марсе?

Ставшая крылатой благодаря советскому кинематографу фраза теперь обретает новый смысл. На Марсе действительно будут искать жизнь, правда, в простейших её проявлениях. Об этом рассказал Дон МакКой, менеджер совместного проекта Роскосмоса и ЕКА «ЭкзоМарс», который в настоящее время находится на космодроме.

— Какова цель проекта?

— Проект был создан по совместному желанию Роскосмоса и ЕКА. Он начинает большую исследовательскую программу, которая называется «Европа» (Europa). Его цель – объединение знаний в области Марса, развитие технологий исследования.

— Каковы ваши ожидания от проекта?

— Это первый проект по программе «Европа». Мы хотим узнать, насколько успешно можно высадиться на планету, двигаться по ней, какие машины и двигатели лучше для этого использовать, брать различные образцы с поверхности Марса и исследовать их, например, на наличие живых организмов. Надеемся, что проект даст новый толчок для науки в изучении Марса, его атмосферы и поверхности.

— Из каких модулей состоит космический аппарат?

— Этот космический аппарат, который в марте 2016 года вынесет в космос ракета-носитель «Протон», состоит из двух основных модулей: орбитальный блок ТГО (TG Orbital) и спускаемый аппарат «Скиапарелли». На пути к Марсу, а это шесть месяцев, они будут следовать вместе, как единый спутник, а затем разделятся – «Скиапарелли» сядет на поверхность Марса, а ТГО будет вращаться по его орбите.

— Расскажите об этапах программы «ЭкзоМарс».

— За короткий период времени мы планируем осуществить две исследовательские программы Марса. Первая состоится в марте нынешнего года, а вторая – в 2018 году. Миссия 2018 года будет включать целую исследовательскую лабораторию, которая спустится на поверхность Марса и будет изучать Марс не только на наличие жизни на этой планете, но и делать различные анализы поверхности.

— Почему проект по изучению Красной планеты был назван «ЭкзоМарс»?

— Это длинная история. Проект начинался ещё в 2001-2002 годах, и изначально его целью было найти следы жизни на Марсе. На Земле, вы знаете, жизнь изобилует во всех её проявлениях, и, конечно, людей интересует, есть ли где-либо на других планетах что-то подобное. Ближайшая к Земле планета Марс потенциально может быть пристанищем для жизни, скажем, простейших организмов. Название проекта произошло от слов «экзобиология (поиск жизни вне Земли – прим. автора) на Марсе».

ExoMars TGO & EDM in vibration test.

— Какое участие в этом проекте принимает Россия?

— Это большой совместный проект. Что качается миссии 2016 года, то здесь Россия, во-первых, предоставляет ракету-носитель. Кроме того, на борту космического аппарата будут стоять два научных исследовательских блока производства России – это нейтронный излучатель и инфракрасный спектрометр. Последний будет изучать состав газов в атмосфере Марса.

Вклад России в миссию 2018 года более масштабный. В частности, российские предприятия совместно с европейскими изготовляют самоходный аппарат, который опустится на поверхность Марса. Он будет построен на платформе российского производства.

И Россия, и Европа изготовят научное оборудование для космического аппарата. Таким образом, взаимодействие между нами в этом проекте очень тесное. Мы работаем вместе, и эта работа весьма плодотворна. То, что космический аппарат уже здесь, в Байконуре – пример нашего сотрудничества.

— Космический аппарат находится в специально организованной для него чистовой зоне. Для чего это сделано?

— Все космические аппараты и сама ракета-носитель готовятся к полету в чистой окружающей среде. Но для данного космического аппарата требуется чистота более высокого уровня. Я уже упоминал, что цель полёта к Марсу – найти на нём те или иные виды жизни. Следовательно, здесь, на Земле, спускаемый аппарат «Скиапарелли» должен минимально соприкасаться с каким-либо биологическим или химическим материалом. Мы заинтересованы в чистоте эксперимента и не хотим, чтобы на Марс попал какой-либо биологический материал с Земли.

— Кто является создателем космического аппарата? Какие научные институты принимали участие в его создании?

— Что касается миссии 2016 года, то оба модуля, и ТГО, и «Скиапарелли» создавались французской фирмой Thales Alenia Space под строгим контролем Европейского космического агентства. Также с целым рядом компаний (около пятидесяти) были заключены контракты на поставку оборудования для этих модулей. Также некоторые инструменты поставляли европейские научные институты. Я уже говорил, что Российская Академия наук поставила два инструмента для модуля ТГО. Также оборудование для ТГО поставляли институты из Бельгии и Швейцарии. Что касается модуля «Скиапарелли», оборудование для него изготовляли в Риме, в Италии.

— Известно, что сейчас на орбите работает другой европейский аппарат по изучению Красной планеты – «Марс-Экспресс». Есть ли уже какие-то результаты его работы?

— Космический аппарат «Марс-Экспресс» стартовал в 2003 году. Я имел честь принимать участие в этом проекте – это был мой первый визит в Байконур. Были получены интересные результаты, в частности, найдена вода на поверхности Марса. Также обнаружены некоторые минералы, выявлен магнитный эффект на поверхности планеты. Словом, поверхность Марса таит множество научных открытий. Они способствовали постановке новых вопросов, которые призван решить «ЭкзоМарс».

Беседовала Анна САМОЙЛЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост