Интересные мысли от «человека из космоса»
«Космонавт – это моя профессия, о которой я мечтал с самого раннего детства. Мне повезло. Я овладел этой профессией и осуществил свою мечту».
Фёдор Юрчихин
В минувшую пятницу, 10 февраля, в актовом зале «Лицея «МКШ им. В.Н. Челомея» состоялась встреча школьников и студентов с Героем России космонавтом Фёдором Юрчихиным. Мероприятие посетили студенты из Байконура, Алматы и Санкт-Петербурга, а также ученики старших классов МКШ.
Федор Юрчихин – 98-й космонавт России и 423-й космонавт мира. За период с 2002 по 2017 год совершил пять космических полётов (четыре на кораблях «Союз» и один на американском шаттле «Атлантис»), три из которых – в качестве командира корабля и командира экспедиций. Общая продолжительность полётов составила 672 суток, 20 часов и 39 минут. На счету лётчика-космонавта девять выходов в открытый космос суммарной длительностью 59 часов 27 минут. Фёдор Николаевич – автор персональных фотовыставок, где представлены снимки Земли, сделанные с орбиты; почётный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского и Российской академии художеств. В ноябре 2018 года Фёдор Николаевич Юрчихин стал президентом центра «Космонавтика и авиация», который работает в павильоне №34 «Космос» на ВДНХ. Он активно развивает образовательную и просветительскую деятельность, проводя многочисленные мероприятия и встречи для всех, кто увлечён космонавтикой.
Особенно важными Федор Николаевич считает встречи с детьми и молодёжью. В своих выступлениях и интервью он неоднократно подчёркивал, что считает необходимым предельно честно, простыми словами рассказывать молодёжи о своей профессии, чтобы вернуть интерес к освоению Вселенной и помочь прогрессу отечественной космонавтики. «Дети и их воспитание – это самое главное для нас. Потому что они – наше будущее»,– говорит космонавт.
Именно поэтому, посетив успешный запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с грузовым кораблём «Прогрессом МС-22», Фёдор Юрчихин по традиции встретился с байконурской молодёжью. Встреча прошла в самой позитивной и неформальной обстановке. В казалось бы совсем недолгой беседе со школьниками и студентами Фёдор Николаевич успел рассказать очень многое: о том, как получил свою неземную профессию, как проходит отбор и подготовка кандидатов в космонавты, с какими трудностями ему приходилось сталкиваться на этом долгом пути, а также ответил на многочисленные вопросы молодых людей.
А теперь обо всём по порядку. Началась встреча с официального представления главного героя мероприятия. Директор лицея Дмитрий Владимирович Шаталов торжественно представил собравшимся своего гостя, перечислив все его многочисленные звания, регалии и заслуги перед Отечеством. Однако, при попытке зачитать полный список всех его наград и достижений космонавт оборвал Дмитрия Владимировича на полуслове, скромно попросив не забивать детям головы ненужными пафосными подробностями своей биографии.
С этого момента Фёдор Николаевич полностью взял бразды правления мероприятием в свои руки. Как выяснилось, за годы публичных выступлений опыт общения с молодёжной аудиторией у космонавта накопился колоссальный, и найти подход к скромным юношам удалось весьма профессионально. С этой целью космонавт заранее подготовил вопросы своим юным собеседникам. В первую очередь он попросил ребят назвать 3-4 человек, которые сильнее всего повлияли на их жизнь, благодаря которым они стали такими, какие есть. Вопрос оказался неожиданным, и, казалось, застал аудиторию врасплох. На несколько минут повисла робкая тишина, затем появились первые довольно неуверенные, скромные ответы. Кто-то упоминал родителей и бабушек, кто-то вспомнил о друзьях и учителях. И только один молодой человек ответил, что больше всех на него повлияли родители и ОН САМ! Как оказалось, именно этого ответа ждал Фёдор Юрчихин. Именно за этим ответом скрывался первый совет и урок опытного космонавта для собравшихся юношей и девушек:
Следующий вопрос снова словно поставил ребят в тупик. «Есть ли у вас кумиры? Пример какого человека ведёт вас вперёд?» – спросил Фёдор Юрчихин. Как оказалось, с кумирами, героями и примерами для подражания у современной молодёжи всё довольно сложно и неоднозначно. И тогда Фёдор Николаевич (неизвестно в который раз за свою жизнь) рассказал ребятам о кумирах своего детства:
В ходе такой простой и откровенной беседы скованность и неуверенность аудитории начали медленно таять. Ребята осмелели, и вопросы стали нарастать, как снежный ком. Байконурские школьники, традиционно весьма подкованные по теме космонавтики, искренне интересовались необычной профессией собеседника и задавали немало самых разнообразных вопросов: «Страшно ли летать в космос? Что страшнее – запуск космического корабля или возвращение на Землю? На каком языке вы общаетесь с коллегами-иностранцами, и случаются ли недопонимания? Случались ли нештатные или аварийные ситуации во время ваших полётов? Как вы отнеслись к полёту в космос съёмочной группы Первого канала вместо запланированного экипажа? Есть ли у вас личная эмблема? Какие эксперименты проводятся на орбите? Как ваши близкие относятся к вашей профессии?» Словом, вопросы полились, как из рога изобилия и затрагивали самые разные сферы жизни. И на каждый из них Фёдор Юрчихин старался ответить максимально откровенно, подробно, приводя конкретные примеры из собственной жизни.
Присутствующие активно интересовались не только технической стороной работы космонавта, но и организацией командной работы, умением грамотно общаться, взаимоотношениями внутри экипажа. Один из ребят поинтересовался: «Отличались ли ваши обязанности в разных экспедициях, и легко ли быть командиром экипажа или космической экспедиции?» На что Фёдор Николаевич, долго не раздумывая, ответил:
Подводя итог рассуждениям о человеческих отношениях в коллективе внутри экипажей космических экспедиций, Юрчихин резюмировал:
Ещё один интересный вопрос озвучила старшеклассница из МКШ: «Один из космонавтов как-то сказал, что космические экспедиции для космонавта это по сути командировки, которые случаются весьма нечасто. А каковы ваши обязанности вне космических полётов?» Такая постановка вопроса вызвала у Фёдора Юрчихина активный протест. И он поспешил объяснить ребятам – почему:
За интересной беседой время пролетело незаметно. Казалось, что ещё десятки вопросов повисли в воздухе и в глазах школьников, ожидая своей очереди. За время двухчасового диалога Фёдор Николаевич успел рассказать ребятам очень многое об основных особенностях своей неземной профессии, поведал о популярных заблуждениях и стереотипах о космонавтах, поделился фактами из личной биографии и жизненным опытом, дал ценные советы и ответил на многочисленные вопросы студенческой аудитории.
В завершении встречи Фёдор Юрчихин с удовольствием раздавал автографы неравнодушным девушкам и юношам, принял участие в памятной фотосессии с ребятами, а директор МКШ Дмитрий Шаталов от имени всех собравшихся искренне поблагодарил Фёдора Юрчихина за столь интересную и содержательную беседу и активное участие в жизни байконурской молодёжи и подарил герою встречи модель ракеты-носителя «Союз», сделанную руками воспитанников школы.