Город,  Интервью

Главный инструмент в фотографии не камера, а сам фотограф

12 июля празднуется день фотографа. Профессия, которая в 2019 году кажется обманчиво простой и уходящей. В век, когда у каждого в кармане смартфон, с камерой не хуже, чем все фотоаппараты 20-го века, фотодело живее всех живых. В преддверии праздника, попала на инструктаж к самому знаменитому, на мой взгляд, фотографу в Байконуре. Азамат Алькешов также известен в городе как видеограф. В перерывах между съёмками мы встретились с ним в кабинете нашей редакции. Представившись друг другу, начали беседу.

— Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о себе.
— Родился я в 1984 году, в городе Ленинске. Учился в школе №7. Родители мои приехали из Джусалов в 1973 году, если не ошибаюсь. Отец работал холодильщиком, мама всю жизнь работала в школе преподавателем русского языка и литературы. После развала СССР отец занялся собственным бизнесом. Быть может, именно благодаря ему у меня развились предпринимательские навыки.
— А как в ваши руки впервые попала камера? Что побудило заняться фотографией?
— Мой отец с детства занимался фотографией. Это было его хобби. В тот момент, конечно же, не было цифровых технологий, потому это были плёночные фотоаппараты. Он очень увлекался фотографией. Дома всегда было множество альбомов и плёнок со снимками, где я маленький, например. И мне постоянно был интересен этот процесс. Причем не только съёмки, но и процесс производства фотографии. Эти все фиксажи, растворители, разбавители. Детство у меня очень сильно ассоциируется именно с этим.
— То есть, он сам снимал, и сам же проявлял фотографии?
— Да. Он сам их проявлял и печатал. Наша детская комната всегда служила для нас эдакой мини-лабораторией. Приходя в комнату, он включал свой красный свет, потому что фотографии никак нельзя было попадать под дневной свет. И мы с моим братом, который старше меня на 10 лет, всегда за ним наблюдали. Он тоже помогал ему во всём этом.
В школе, уже в 8-м классе, один день в неделю у нас отводился на поход в учебно-производственный комбинат. И передо мной встал выбор: автодело или фотодело. Конечно же, я выбрал фотографию. Там я изучил работу с пленочной фотографией глубже. Благополучно окончив школу, поступал в институт не один раз. Учился по разным специальностям, но как такового профессионального образования в сфере фотографии я еще не получил. Тем не менее, от каждой профессии и деятельности, которой я занимался, собрал понемногу для себя знаний.
Ещё глубже фотографией я начал заниматься в 2011 году, и по чистой случайности. Мы с другом пошли в ночной клуб «Гранд», где я, с помощью его фотоаппарата, сделал несколько снимков. Затем опубликовал их в сети Интернет, на своей странице Вконтакте. Так случилось, что начальник «Гранда», в тот момент им был Султанов Т., увидел каким-то образом эти снимки. По его словам, он искал меня больше двух недель. Он нашел меня, позвонил и пригласил на работу. Он сказал: «Я видел твои фотографии и хочу, чтобы ты у меня работал». На тот момент я не работал в этой сфере. Это был простой поход с друзьями на вечеринку. Я старался объяснить, что я не фотограф и не практикую ничего подобного, на что он мне сказал: «Я в тебя верю. Ты всё сможешь! Приходи и начинай работать». С тех пор, до 2017 года, неоднократно клуб закрывался и открывался вновь, у клуба менялось руководство, а я продолжал работать клубным фотографом.
Соответственно, все стали знакомиться со мной, узнавать. Моим кругом общения стала молодежь, парни и девушки, которые принимали решение пожениться. И каждой паре нужен был фотограф, который помог бы запечатлеть этот день. Параллельно поступали предложения для индивидуальных фотосессий. Дни рождения, юбилеи и прочие мероприятия. Удивительно, что работа в клубе подтолкнула меня стать кем-то большим, нежели просто клубным фотографом. Хоть я себя и позиционировал всегда как клубный фотограф. Теперь моё направление – это свадьбы.
— Что сейчас в моде в свадебной фотографии? Что актуально?
— Мода приходит с людьми, которые приходят к фотографу. Конечно, всё ещё есть фотографы, которые делают постановочные фото с «невестой на ладони» (смеется). Всё зависит от твоего профессионализма, твоего уровня развития и желания впитывать новые тренды, хотя бы из Интернета. С каждым годом всё меняется и подстраивается под моду. Стили одежды, причёски и макияж. Всё зависит от стиля съемки. Если это «Familylook» («Семейный образ»), где всей семьёй надевают одинаковую одежду, то это один стиль. Если это «Ню», где модель позирует обнаженной, то другой. Мне кажется, в фотографии нет определенных трендов. Фотография сама по себе разнообразна, потому что каждая модель, которая приходит к фотографу, выбирает свой тренд, свой стиль.
— В соцсетях частенько мелькает страница с названием «Qlab», на которой вы указаны как основатель. Расскажите о ней, пожалуйста, и почему вы назвали ее именно так?
— На самом деле, у меня даже есть пост об этом в Instagram. В 2016 году у нас был проект «Лучшая пара Байконура», в котором управление культуры попросило нас принять участие. В то время я не мог физически справиться с таким объемом работы в одиночку. Я пригласил своих друзей и учеников, которые тоже занимались фото- и видеосъёмкой. И, собравшись вместе, мы решили назвать свою команду каким-нибудь именем. Но не банальным «Азамат Алькешов и компания», а полноценным именем, которое впоследствии превратилось в узнаваемый бренд. Так родилось название «QLab». «Lab» – это сокращение от английского слова «laboratory» (лаборатория). Потому что мы были далеки от слова «студия» или «продакшн». Мы были простыми энтузиастами и самоучками, которые жаждали творить. Ну, а «Q» в нашем названии – это первая буква от английского слова «quality» (качество). Хотелось что-то броское и запоминающееся.
Многие ребята, начинавшие вместе с «Qlab», сменились. Кто-то уехал в Россию, кто-то ушел работать в другую сферу. Сейчас наше сообщество занимается не только съёмкой свадеб, но и многих других мероприятий.
— Свадьба – это всегда нечто грандиозное. Что самое сложное в съемке такого события?
— Для меня нет ничего сложного (смеется). А если серьезно, самое сложное – это найти общий язык с людьми. Понятное дело, что не каждый человек умеет позировать на камеру. В случае с молодожёнами, я всегда стараюсь познакомиться с ними до свадьбы. Предлагаю им какие-то досвадебные видеосъемки, по типу «Lovestory», либо фотосессии. Для того чтобы понять и прочувствовать людей. Приглашаю и жениха, и невесту пообщаться, чтобы почувствовать, кто из них активнее, кто пассивнее. Бывает так, что невеста очень артистичная, любит фотографироваться, а жених такой «лишь бы всё побыстрее прошло». Всякое случается. И тебе нужно прийти к концепту, чтобы во время свадебной съемки фотограф и оператор их не напрягали. Их необходимо чем-то заинтересовать. Много всяких приёмов есть, но самое главное – войти в доверие. Вовремя рассмешить, успокоить и всегда поддержать в нужный момент. Общение – это залог успеха работы между клиентами и оператором. Почти все свадьбы проходят приблизительно одинаково: ЗАГС, регистрация, прогулка и банкет. Индивидуально всегда одно – это каждая пара. Кроме того, у каждой пары есть родители, которые тоже хотят увидеть себя на фото в постановочной сцене, к примеру. Нужно уметь находить общий язык с гостями, которые приходят на торжество. Их всех нужно заряжать позитивной энергией.
— Вы женаты?
— Да.
— Не наскучили мероприятия?
— Нет. Я даже скажу больше. Если в неделю у меня не будет хотя бы одного заказа на свадьбу, то я начинаю скучать по ним. Это стало своего рода зависимостью. Не от съёмок, а от общения с людьми. С каждой семьей очень интересно знакомиться. У каждой свои задумки, свой бюджет, своя фантазия. Отовсюду ты черпаешь для себя опыт. Не только в плане фото- и видеосъемки, но и даже некий жизненный опыт. Кроме того, моя сфера настолько развилась, что мы оказываем услуги по декору свадеб, по распечатке и оформлению пригласительных. Без таких деталей не проходит ни одна свадьба.
— Сколько вы зарабатываете на одной свадьбе?
— Бюджеты разные. От 5-ти тысяч рублей и выше. Всё зависит от количества людей, которые будут на этом торжестве работать. Будут ли нужны дополнительные услуги? Будет ли распечатан альбом? Каким будет этот альбом? Будет ли он кожаным, либо со стеклянной обложкой?
— Немного отдалимся от материальной темы. Хочется спросить, что для вас фотогеничность?
— Фотогеничность, на мой взгляд, это уверенность в себе и доверие к человеку, который будет тебя фотографировать.
— А что вы можете назвать качественной фотографией?
— Хм, сложный вопрос.
— Ну, приведу пример, одна из самых опытнейших наставниц всегда ругала меня: «Смотри, сколько у тебя воздуха в фотографиях! Этот мальчик здесь лишний, а тут рука не к месту. Это некачественное фото!» Что для вас показатель качества?
— Думаю, это экспозиция и композиция фотографии. Это с технической стороны. Но ведь есть такие снимки, которые нарушают все правила фотографии, но при этом они будут невероятно насыщенными эмоционально. Слеза старца, смех ребенка или прыжки собаки от радости. Я считаю, что слово «качественное» не подходит к фотографии. Подходит слово «профессиональное» фото.
— Можно ли считать фотографию, сделанную мобильником, таким же произведением искусства, как и снимок, сделанный на пленку?
— Я считаю, что да. Я думаю, раньше у людей, работающих с плёночными аппаратами, в какой-то мере были завязаны руки. Да, быть может, у них были разные объективы, но таких возможностей, как сейчас, когда одну и ту же фотографию можно обработать миллионом различных способов, у них не было. А сейчас для каждого фотографа есть множество редакторов, в которых он может выработать свой стиль.
— Есть ли какие-то персоны или вещи, которые вы хотели бы обязательно заснять?
— Я знаю одно, я…не то, чтобы не умею… Мне не приносит удовольствия фотографировать природу. Когда я нахожусь на природе, я хочу окунуться в нее полностью, и у меня нет ни времени, ни желания ее запечатлеть. Я хочу находиться там и просто созерцать. Есть пейзажисты, которые любят фотографировать горы, море и звёзды. У меня нет к этому желания. Я люблю фотографировать людей. Люблю фотографировать эмоции. Увидев водопад, я не побегу делать его фотографию, я предпочту пригласить модель и сниму её на фоне этого водопада.
— И напоследок! Какое место в нашем городе вы можете назвать самым красивым?
— Довольно субъективным, конечно, будет мое мнение. Есть самое популярное место – это сквер им. Гагарина. Именно туда мы приводим молодоженов и людей с детьми для хороших снимков.
Еще долго мы обсуждали различные технические стороны фотосъёмки. Как профи, Азамат разобрал мою журналистскую камеру и рассказал о тонкостях работы именно с этой моделью. Поностальгировав о своих первых «мыльницах», мы распрощались. Приятно, когда человек бескорыстно желает делиться опытом.

Камила ЕРМАХАНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост