Город,  Культура

Самый близкий к космосу актёр

В дни подготовки пилотируемого запуска ТПК «Союз МС-07» в Байконуре с гастрольным спектаклем «Страсти по-французски» по пьесе А.Рейно-Фуртона «Мужчина и женщины» побывал Московский современный художественный театр. Главную роль во фривольной истории из жизни пенсионера, бывшего учителя французской словесности Альбера Руссо, исполнил народный артист России Владимир Стеклов, который великодушно согласился дать интервью корреспонденту газеты «Байконур». Но сначала пришлось подождать добрых полчаса в фойе ГДК, прежде чем артисты раздадут автографы и попозируют на фото с поклонниками.

— Приходилось вам бывать в Байконуре и видеть старт ракеты?

— Один раз. В 2000 году на старте 28 экспедиции к станции «Мир».

— В вашей биографии много космоса: подготовка в отряде космонавтов, роль генерала Каманина, руководителя первого отряда космонавтов, роль в фильме «Воры и проститутки. Приз – полёт в космос», теперь спектакль в Байконуре. Круг замкнулся?

— Пока ещё не замкнулся. Мы, это Московский современный художественный театр, художественным руководителем которого я являюсь, и Байконур сдружились. И мы непременно ещё сюда приедем со своими творческими постановками.

— Вы считаете себя самым близким к космосу актёром?

— Надеюсь, что да (улыбается).

— Каким был ваш период подготовки к полёту? Что было труднее всего – физическая подготовка, специальная или что-то другое?

— Только все теоретические дисциплины. Потому что у меня общекосмическая подготовка была не 2 года, как у всех, а всего полтора года. У меня были 960 часов теории и сплошные экзамены по транспортному кораблю и станции «Мир». Я готовился по программе длительного полёта. Контракт у меня был на 60 суток экспедиции.

— Кто должен был быть оператором в вашем фильме на станции?

— Мой командир экипажа Саша Калери. Но потом ребята рассказали, что это было бы невозможно, потому что на «Мире» геродины не работали, батареи не заряжались, поэтому было очень слабое освещение.

— Есть горькое сожаление, что станцию утопили, а вы там так и не побывали?

— Думаю, что это не только моё сожаление. Те, кто пролоббировал затопление, провели спланированную акцию. У нас были свой дом, своя станция. Сейчас на МКС такого дома нет. Это хорошо, что мы ещё перевозчиками присутствуем. Потому что никакой замены «Союзу», как транспортному кораблю, нет. Да и грузовику тоже.

— Вы участвовали в проекте «Подари себе жизнь». Продолжаете ли следовать режиму и диетическому питанию?

— Нет, что вы! При нашей профессии это исключено. Может быть, только спортсмены могут себе позволить режимить, потому что у них есть жёсткий график тренировок, есть личный тренер, сопутствующие специалисты. У нас этого нет. Поэтому каждый живёт и имеет совершенно ненормированный образ жизни. И он только так и возможен, если ты в этой профессии ангажирован. Это норма, и говорить об этом, как о чём-то исключительном, нельзя. Нужно было сегодня проехать 8 часов дороги и потом играть спектакль. Бывает так, что ты прилетаешь на Камчатку и играешь спектакль, когда в Москве 4 часа утра.

— Вы сыграли «демона безводной пустыни» Азазелло в «Мастере и Маргарите». У вас есть с ним что-то общее, что вам помогло его сыграть?

— Надеюсь, что нет. Очень бы не хотелось в себе иметь что-то демоническое.

— Каким вы считаете своё актёрское амплуа?

— Думаю, что это определение сейчас достаточно условно, даже размытое. Меняется время. И в театре, и в кинематографе это ощущается. Говорить, что это плохо или хорошо, нельзя, потому что меняется время, меняются технологии.

— Сыграли ли вы своего условного Гамлета? Хотя вы признавались, что хотели сыграть Ричарда Третьего.

— Ни Гамлет, ни Отелло не есть предел моих творческих мечтаний. У меня нет своего Гамлета. Может быть, скорее, сыграл бы Клавдия, но никак не Гамлета.

— Афорист Мечислав Шерган заметил: «На лицах актёров можно прочесть все не сыгранные ими роли». Какие у вас роли ещё или уже не сыграны?

— Все, которые я ещё не сыграл. Их достаточно много, особенно в театре. Но я считаю, что это из области метафоры. Исполнение моей мечты – это то, что я делаю. Всё остальное –
это необязательно. Можно мечтать всю жизнь и не сделать. Или, как Манилов, мечтать о том, что замечательно бы через реку построить мост, а по краям лавки с товарами… Но это же не подкреплённая ничем маниловщина. И тогда вспоминаю высказывание Мастера, которым он поделился с Иваном Бездомным: «Не надо задаваться большими планами, дорогой сосед, право! Я вот, например, хотел объехать весь земной шар. Ну, что же, оказывается, это не суждено. Я вижу только незначительный кусок этого шара. Думаю, что это не самое лучшее, что есть на нём, но, повторяю, это не так уж худо. Вот лето идёт к нам, на балконе завьётся плющ, как обещает Прасковья Фёдоровна». Мне это нравится.

— Юрий Никулин признался: «Популярность ко мне пришла из-за съёмок в кино. Народ узнавал во мне известного героя, а я ей подыгрывал». Вас популярным сделало тоже кино.

— Это у всех актёров так. Я не вкладываю в популярность знак плюса. Есть множество великих театральных актёров, которые не работали в эпоху кинематографа, и они остались в литературе и истории. Их именами названы улицы и пароходы. Невозможно не знать, кто такой Михаил Семёнович Щепкин, кто такой Константин Сергеевич Станиславский. Они не популярны, но от этого они не менее значимые и великие фигуры. Можно быть очень популярным человеком, но в то же время быть крайне непрофессиональным.

— Но где ваше сердце – в театре или кино?

— Это разные профессии. Это всё равно, что спросить, кого любишь больше – папу или маму. Одно дополняет другое и позволяет совершенствовать себя с профессиональной точки зрения. Поэтому я не могу сделать выбор в пользу чего-то одного.

— В заключение предлагаю вам ответить на вопросы анкеты Пруста, названной так по имени её изобретателя французского писателя Марселя Пруста.

— Ваша самая характерная черта?

— Вспыльчивость.

— Что является вашим главным недостатком?

— Сиюминутное принятие решений.

— Качества, которые вы больше всего цените в мужчине?

— Великодушие.

— Качества, которые вы больше всего цените в женщине?

— Красоту.

— Какое ваше любимое занятие?

— Работать.

— В какой стране вы бы хотели жить?

— В России.

— Ваш любимый цвет?

— Чёрный.

— Ваш любимый герой в истории?

— Наполеон.

— Ваша любимая литературная героиня?

— Настасья Филипповна Барашкова из «Идиота» Достоевского.

— Ваш любимый композитор?

— Чайковский.

— Ваш любимый поэт?

— Пушкин, Пушкин и Пушкин.

— Ваш любимый писатель?

— Булгаков, Гоголь, Достоевский.

— Ваше состояние духа в настоящий момент?

— Умиротворение.

— Ваш девиз?

— Дерзайте! Это не мой девиз, а Наполеона.

Беседовал
Вячеслав ЕГОРОВ
Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост