История космонавтики,  Космодром

«Советский человек в космосе!»

12 апреля исполняется 57 лет полёту первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Уже более полувека минуло с того памятного дня, когда человечество открыло дорогу в космос. Но каждый год благодарные потомки 12 апреля снова и снова вспоминают подвиг Ю.Гагарина. Вниманию читателей предлагается подборка некоторых интересных и малоизвестных фактов первого полёта человека на космическом корабле.

Про дату 12 апреля

Почему Юрий Гагарин полетел в космос именно 12 апреля? Во многом потому, что старт американца Шепарда был назначен на конец апреля. Соревнование между Советским Союзом и США было очень жёстким. И Главный конструктор Сергей Королёв спешил: он не имел права отдавать первенство в космосе заокеанским соперникам.

По буквы на шлеме

Надпись СССР на шлеме появилась в самый последний момент. Только за 20 минут до выезда Гагарина на старт решили нанести на шлем название государства – СССР. Буквы рисовали, не снимая шлем с головы Гагарина.

Про систему спасения

Системы аварийного спасения тогда ещё не было. Решение нашли неожиданное: рядом с ракетой на старте натянули сетку из нержавеющей стали. В случае аварии космонавт должен был катапультироваться и упасть на неё. Всё это опробовали на семи пусках с собаками и манекенами.

Про карандаш

На борту космического корабля не было фотоаппарата, и Гагарин записывал карандашом (чернильные авторучки в невесомости не пишут) свои наблюдения и впечатления в бортовой журнал. После одной из записей он отпустил карандаш, и тот свободно поплыл по кабине вместе с планшетом. Но неожиданно развязался узелок шнурка, на котором был закреплён карандаш, и он нырнул куда-то под сиденье. С этого момента Гагарин его больше не видел. Дальнейшие свои наблюдения ему пришлось передавать по радио и записывать на магнитофон.

Про недолёт

Ракета вывела корабль на орбиту с апогеем на 100 км выше, чем планировалось. Вся надежда оставалась на тормозной двигатель. Запуститься он запустился, но выключился на 4 секунды раньше: отказал один из клапанов. Это привело к недолёту и посадке Гагарина в нерасчётный район, где его не ждали.

Про «пожар» на корабле

Сидя внутри капсулы, Гагарин видел, как по иллюминаторам, сделанным также из тугоплавкого стекла, потекли струйки жидкого металла, сдуваемые набегающим потоком воздуха, а сама кабина начала потрескивать и хрустеть. Изнутри казалось, что капсула несётся сквозь огненный дождь. Тогда Ю.Гагарин произнёс фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи!».

Про посадку

На высоте 1500 м Гагарин катапультировался. Связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы.

Вячеслав ЕГОРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост