Спиной к публике, с душой к музыке
В минувшую пятницу на площади имени Ленина с концертом выступил эстрадно-духовой оркестр городского дворца культуры. Оркестр подарил концертную программу, в которой прозвучали популярные композиции российских и зарубежных авторов, а также саундтреки к кинофильмам. Оркестр, постоянно пополняющийся репертуаром, раз за разом становится украшением традиционных мероприятий на сценах нашего города.
По случаю завершения творческого сезона я встретилась с руководителем оркестра Василием Кимом. В уютном кабинете дворца культуры, где собираются оркестранты, небольшой творческий беспорядок. Пятничный концерт длился до позднего вечера, а это значит, что сегодня ребята отдыхают. Суббота, выходной как-никак. Но дирижёру не до отдыха. Василий аккуратно раскладывал аппаратуру, пока мы беседовали.
— Поздравляю с завершением творческого сезона и хочу поблагодарить вас и оркестр за замечательный концерт! Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о себе и о том, как пришли в оркестр?
— Ещё в советские времена, с 79-го по 83-й годы, я выучился по специальности «руководитель эстрадно-духового оркестра». Окончил Ленинградский институт культуры. После школы поступили туда вместе с другом, покойным Батырханом Шукеновым. Позже он в консерваторию перевёлся, а я остался там. У нас в ГДК, кстати, также наш одноклассник работает. Мы все втроём играли в школьном ансамбле. Столько лет в музыке. Уже жить без неё не можем! Сейчас я женат, у меня двое детей. Младшая дочка учится в школе, старший сын работает в Алматы.
Основной костяк артистов – это военный оркестр космодрома Байконур. Некоторые музыканты играют в известном вам составе уже второе десятилетие, кто-то пришёл чуть позже. Сам я руковожу оркестром пятый год. Думаю, разнящиеся опыт и возраст нашей творческой жизни абсолютно не мешают.
— Что если человек занимается самодеятельностью и очень любит музыку, он может просто прийти к вам и присоединиться?
— Сейчас, в соответствии с указанием Министерства культуры, у нас обязательно требуется для этого образование. Поэтому, если образования нет, то сделать это достаточно тяжело.
— Должно ли это быть образование узкого профиля?
— Не совсем. Достаточно специального музыкального образования. Например, моя специальность позволяет работать мне и в клубах, и в музыкальной школе, и общеобразовательной школе учителем пения. Так оно и было. Изначально я работал в филармонии, в посёлковом клубе, во Дворце пионеров Кызылорды. Затем 3 года я преподавал пение в школе.
— Помогает ли вам этот опыт в руководстве?
— Да. Это ведь общение с людьми.
— Как происходит подбор репертуара?
— Репетируем мы 5 дней в неделю. С понедельника по пятницу. Подбираем репертуар. Это происходит так: перед тем как браться за понравившееся произведение и искать партитуру, я предлагаю какую-то композицию оркестру. Мы слушаем её все вместе. Бывают и такие произведения, которые я, исходя из своей должности, добавляю в репертуар. Потому что оно нам необходимо для нашей работы. Всегда стараемся смотреть на возможности оркестра. Есть композиции, которые очень хочется сыграть, но из-за нехватки инструментов или специалистов мы их исполнить не можем. Взять, например, ударную установку. К современной ударной установке необходимы литавры. У нас их, по сути, нет. Поэтому произведения, в которых используются литавры, мы сыграть, к сожалению, не можем. В основном это относится к классической музыке.
— Какую музыку вы предпочитаете?
— На нашем отчётном концерте вы могли услышать что-то из классики, что-то эстрадное, что-то джазовое. В основном стараемся подбирать репертуар таким образом. Когда я только начинал свою деятельность в качестве руководителя, оркестру было привычнее играть композиции военной тематики. Военный оркестр всё-таки. Я стал потихоньку добавлять джазовые произведения, так как очень люблю джаз. Также рок-музыку. Вы могли слышать на нашем концерте «Smoke on the Water» (Deep Purple,1972 прим.). Ещё мы решились сыграть песню «WWW» группы Ленинград. Было очень забавно наблюдать за молодёжью, когда мы начали её исполнять. Все заметно оживились! (смеётся).
— Впервые я обратила внимание на оркестр, когда услышала доносившуюся с площади мою любимую «Superstition» Стиви Уандера. Не поверила своим ушам! Моим детям, в свою очередь, очень понравился «Uptown Funk» Бруно Марса и Марка Ронсона.
— Это хорошо, когда все люди, от мала до велика, настолько хорошо чувствуют и воспринимают музыку. Ведь мы стараемся выбирать именно те произведения, которые на слуху. А не так, что нам понравится, то мы только это и играем. На нашем концерте мы даже сыграли в «Угадай мелодию». Было прикольно. Не каждый взрослый смог сходу вспомнить многие песни.
— А сами вы владеете каким-нибудь инструментом?
— Да. Я владею кларнетом и саксофоном. Мой саксофон, кстати, со мной буквально со школьной скамьи. С восьмого класса.
— Нравится ли вам ваша работа?
— После окончания института я отслужил в армии. Затем, поработав в самых разных местах, в 2014 году я пришёл в оркестр. Было очень тяжело всё вспоминать. Но я очень рад, что вернулся к своей профессии. Ведь, если рассуждать объективно, сейчас редко кому удаётся работать по специальности.
— Что бы вы хотели пожелать городу?
— Чтобы люди больше интересовались культурной жизнью города. Могу отметить, что только в последние пару лет всё больше зрителей приходит на концерты. На летний сезон, к примеру, в парке запланированы дискотеки, но на них приходят только подростки лет 14-ти. Ещё очень хочется, чтобы город продолжал цвести и развиваться.
Напоследок я сделала пару памятных фото, вдоволь наглядевшись на раритетный саксофон. Пожелав творческих успехов, ни в коем случае не прощаюсь надолго. Совсем скоро я приду на одну из репетиций оркестра, чтобы побеседовать с артистами.
Камила ЕРМАХАНОВА
Фото автора