Город

Турсункуль Алдабергенова: «Теперь я буду кормилицей!»

Наша сегодняшняя героиня Турсункуль Алдабергенова встретила войну ещё маленьким ребёнком. Описать чувство, которое возникает при встрече с людьми, пережившими целую эпоху, выстоявшими в условиях, которые современному обывателю показались бы невыносимыми, почти невозможно.

Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о ветеранах, которые живут совсем рядом с нами. Турсункуль Алдабергеновой в этом году 15 июля исполнилось 86 лет, но её воспоминания ещё свежи. Она поделилась рассказом о себе.
«Родилась я в Кызылординской области, в посёлке Жалагаш. Мне было 7 лет, когда война началась. Окончила 7 классов и сразу вышла на работу, чтобы помогать маме и сестрёнке. Работать пошла в типографию наборщицей текста. До сих пор помню, как я домой в первый раз принесла зарплату. Мама моя тогда трудилась везде, где только придётся, за хлеб, и я, дождавшись её с работы, гордо показала бумажный рубль. Он был больше моей ладони!
«Пожалуйста, побудь дома. Готовь обед, следи за хозяйством. Теперь я буду твоей кормилицей!» – сказала я ей. Как мы тогда плакали и обнимались, никогда не забуду. Так и жили потихоньку. Искали всюду выход. Ничего, ведь, тогда не было. Тяжело приходилось. После я устроилась во Дворец Пионеров в Жалагаше массовиком работать. Там встретила мужчину, за которого в 21 год и вышла замуж. Звали его Абдрашем.
В Ленинск, который в то время был секретным объектом, приехали с мужем в 1957 году. Его сюда вызвали по службе, а я, конечно же, вместе с ним. Жили мы тогда в бараках. Они были похожи на общежития с длинными коридорами и общей кухней, у нас была своя комната. Уж и не припомню сейчас почему, но называли их «финскими» домами. Прожили мы в них 10 лет. Уже позже, в 1965 году, переселились сюда, на Ниточкина, а те бараки снесли давно.
С мужем жили дружно. Горячо любили и никогда не обижали друг друга. Единственное, что плохо, так это то, что мало вместе прожили. Он погиб на площадке во время ЧС, когда ракета взорвалась. Командиры тогда хотели его захоронить вместе с остальными жертвами трагедии, в братской могиле, но родители его напрочь отказывались. Плакали, просили тело вернуть. С огромными трудностями, но увезли и похоронили на родной земле.
Но зато у меня остались две дочки-умницы, уже и внуки есть. Одна из них живёт рядышком, во всём мне помогает и ухаживает за мной. Вторая сейчас живёт и работает в подмосковном Егорьевске.
Сама в Москву я тоже попасть успела. В самый первый раз я побывала там с мамой. Когда поезд остановился на вокзале, и мы вышли на перрон, я стояла, разинув рот от удивления. Настолько всё мне красивым казалось. Помню, мама мне тогда всюду напутствовала. «Не смотри вниз, дочка. Голова закружится. За перила держись», – говорила она, взяв меня за руку, и мы вместе поехали на эскалаторе. Я словно летела в тот момент. Такое было путешествие…
Сейчас уже тяжело куда-то ездить. Проработав в военторге до 1987 года, я вышла на пенсию. Уже тогда меня беспокоили боли в ноге. Болезнь за 20 лет мои ноги измучила, и в 2017 году пришлось лечь в больницу. Позже меня прооперировали в Кызылорде, но ногу сберечь не удалось.
Я очень хотела бы иметь протез. Так я могла бы передвигаться по дому и выходить на прогулки. Тяжело лежать без движений, тем более, когда со зрением проблемы. Катаракта измучила. Не почитаешь уже».
Может показаться, что поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны. Но, вспоминая о героических делах народа в годы войны, особенно хочется отметить трудовой подвиг женщин, подростков и детей. В первые дни войны и послевоенные годы, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков и на поле. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории наших стран. Ведь именно на их хрупкие, детские плечи легли заботы трудового фронта.
Желающие оказать помощь Турсункуль Алдабергеновой могут обратиться по номеру: 8-777-067-64-51.
Её адрес: улица Ниточкина, дом 3, квартира 60.

Камила ЕРМАХАНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост