DSC_5161

«Воздушные ворота» космической гавани снова открыты

Аэропорт Крайний возобновляет регулярное авиасообщение. Главное событие прошлой недели для Байконура – открытие аэропорта Крайнего после реконструкции взлётно-посадочной полосы. 26 февраля, впервые после десятимесячного перерыва, на полосу приземлился самолёт авиакомпании «Уральские авиалинии» с руководством ФГУП «ЦЭНКИ», журналистами и пассажирами.

В торжественной обстановке и.о. генерального директора ФГУП «ЦЭНКИ» Рано Джураева, глава администрации города Анатолий Петренко и начальник управления акимата Кызылординской области Марат Баимбетов перерезали символическую красную ленту возле главного входа аэровокзала. На открытии присутствовали руководители головного предприятия ЦЭНКИ, Роскосмоса, Космического центра «Южный», городской администрации, Кызылординского областного акимата и Казкосмоса.

Поэтапная модернизация Крайнего ведётся с 2009 года, с момента его передачи из Минобороны в ведение ЦЭНКИ. Преобразование военного аэродрома в гражданский аэропорт потребовало сертификации и, как следствие, доведения до необходимого уровня.

Как рассказала и.о. генерального директора ФГУП «ЦЭНКИ» Р.Джураева:

«Реконструкция аэропорта Крайний разделена на 4 этапа. Первый этап был связан с реконструкцией аэровокзального комплекса и других объектов служебно-технической территории, в том числе периметровых ограждений и КПП. Этот этап был завершён в 2012 году. С 2013 года начался этап реконструкции взлётно-посадочной полосы. Сейчас длина полосы 3100 метров. Она может принимать все типы воздушных судов. Этот второй этап был самым сложным и ответственным. Сегодня аэропорт открыт и может функционировать. Осталось ещё два небольших этапа, они будут завершены до конца 2017 года. Хочу отметить, что мы старались как можно быстрее начать регулярные перевозки и открыли сейчас аэропорт для работы в дневное время. В летний период начнётся работа по монтажу нового светосигнального оборудования, и мы сможем пересертифицировать аэропорт под круглосуточную работу. Это будет к осени».

DSC_5211Реконструкция взлётно-посадочной полосы, занявшая почти год, позволяет принимать в аэропорту современные лайнеры, в том числе гражданские пассажирские самолёты западного производства, являющиеся более экономичными, но требующие длинных полос для взлёта и посадки. Кроме того, новая полоса позволит принимать Крайнему тяжёлые транспортные самолёты типа Ан-124, которыми в Байконур доставляют космические аппараты и разгонные блоки. Сейчас самолёты Ан-124 совершают посадки в аэропорту Юбилейный.

Директор филиала ФГУП «ЦЭНКИ» — КЦ «Южный» Михаил Варданян отметил:

«На этой полосе нет ни одного камешка, не отвечающего ГОСТу, нет ни одной капли битума, которой здесь не должно быть. Рано Фрунзевна сегодня личным примером показала, что на полосу можно садиться смело, поэтому летаем, вперёд!».

М.Варданян также поблагодарил коллектив аэропорта и пограничную службу КНБ РК за работу и сотрудничество.

Как только была закончена реконструкция ВПП, руководство ЦЭНКИ приступило к формированию маршрутов полётов и расписания. Были направлены соответствующие письма 10 авиакомпаниям. Также наладили контакт и с казахстанскими авиаперевозчиками. В частности, с авиакомпанией «SCAT Airlines», которая ранее сама изъявила желание после окончания работ на аэродроме осуществлять перевозки в Астану и Алматы. Что касается российских компаний, 4 из них выразили готовность к сотрудничеству. Самой «быстрой на взлёт» оказалась компания «Уральские авиалинии», и первый рейс осуществила именно она. Р.Джураева подтвердила, что авиакомпания готова выполнять авиаперевозки не менее трёх раз в неделю:

«Окончательное расписание они смогут составить с апреля, так как есть некая «глубина продаж» авиабилетов, которая необходима, чтобы начать регулярно летать. Но уже сейчас они готовы осуществлять перевозки по определённым дням».

DSC_5192«Уральские авиалинии» входят в пятёрку ведущих российских авиакомпаний по объёму перевозок. Ежегодно на карте полётов добавляются новые города России, СНГ и стран дальнего зарубежья. Компания имеет многолетний опыт работы в российской транспортной индустрии. Парк авиакомпании составляют современные и комфортабельные самолёты европейского концерна Airbus семейства А320.

Командир экипажа первого после реконструкции рейса похвалил предприятие за качественную работу и выразил уверенность в дальнейшем сотрудничестве: «Мы искренне рады, что именно мы возобновили эту ниточку сообщения между столицей нашей Родины и космической столицей. Полоса прекрасная, кто летел – почувствовал, что она действительно сделана очень качественно. Дальше мы приглашаем вас летать отсюда в любую точку России: в Крым, Сочи, а также и в любой другой город нашего необъятного земного шара».

На пресс-конференции журналистов интересовали также перспективы развития туризма и чартерных перевозок. Р.Джураева заверила, что чартерные рейсы в Байконур планируются наряду с регулярными перевозками и будут как туристическими, так и связанными с пусковыми периодами и кампаниями.

Для ЦЭНКИ было важно как можно быстрее возобновить полёты, ведь уже в марте с Байконура запланировано проведение 4-х пусков космических ракет, и для доставки специалистов космической отрасли, делегаций и журналистов крайне необходим аэропорт. Что касается развития туризма на комплексе, Р.Джураева пояснила следующее:

«Мы отобрали ряд туристических агентств как со стороны Российской Федерации, так и со стороны Республики Казахстан, которые начнут в этом году осуществлять целенаправленное формирование туристического потока в Байконур. Этот год у нас будет пробным, поскольку мы хотим понять, как обстоит ситуация с гостиницами, общепитом, транспортом и другими объектами. Насколько они соответствуют тому спросу, который есть в этой отрасли».

Глава администрации города А.Петренко также отметил, что для туристов самолёт предпочтительнее: «К нам приезжает множество разных комиссий и делегаций. Авиасообщение для них – основной вид транспорта. Кроме этого, в 2017 году в Казахстане пройдёт международная специализированная выставка «ЭКСПО-2017», а значит, в городе будет много гостей. Сейчас наши гостиницы могут разместить порядка трёхсот туристов, и эта цифра увеличится после завершения реконструкции гостиницы «Россия». Также, я уверен, с развитием отрасли непременно появятся и инвесторы, ведь туризм – бизнес доходный».

Следует отметить, что в программе строительства космодрома Восточный предусмотрено строительство аэропорта Восточный. Проектирование и строительство планируются со следующего года. А пока Восточный только начинает «обрастать» необходимой логистической инфраструктурой, первый и самый пускающий в мире космодром заново открывает свои «воздушные ворота» – современный и обновлённый аэропорт Крайний.

Игорь ХОДАКОВСКИЙ
Фото автора

Похожие статьи

3 комментариев

  1. Обещали пустить разные авиакомпании, чтобы понизить цены на билеты. В итоги цена только растет. Это что, бизнес по русски или что?

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.