Город

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян»

Героиня моего рассказа София Алиева – она и дитя войны, и ветеран педагогического труда, и просто Человек с большой буквы в моём понимании.

Ещё ребёнком София Бариевна приехала в посёлок Тюра-Там с отцом Бари Давлетьяровым и пятью братьями и сёстрами. Всей семьёй они поселились в школе №80, директором которой был отец маленькой Софии.
«Всё изменилось после смерти папы. Это был 1948 год. Книг нет, одежды нет, еды нет. После войны было именно так. Я закончила 4-й класс и поехала учиться в посёлок Джусалы. Сначала жила в интернате. Встретили меня там как родную, –
неспешно рассказывает, словно пересыпает речной песок, пережившая многое женщина. – Не поверите, в 2004 году у меня было 50 лет с окончания школы. Отпраздновали на славу! Я вообще праздничная, выпускники меня помнят и всегда зовут на все-все-все встречи!».
Рассмеявшись, София апай достаёт из прикроватной тумбы аккуратно сложенные виньетки с фотографиями её учеников. Пробежавшись беглым взглядом глазами цвета морской лазури, она сложила все три альбома на стол. Напоминания о трёх десятилетиях и сотне ребят, выученных ею с первого по десятый классы, уместились в одну стопку.
«Замуж я вышла по тем временам и меркам поздно, в 23 года, – достаёт из закоулков памяти новые факты биографии женщина. – Поступила на заочное отделение в Кзыл-Ординское педагогическое училище на химико-биологический факультет. Окончила его в 1963 году. И всё это время я работала учителем в школе, которую открывал мой отец. Ребята учились у меня в 3 смены. Первая начиналась в 8:00, вторая – в 12:00, третья – в 18:00. Троих детей родила и почти их не видела. Преподавала и русский язык, и математику, когда другие учителя выходили на больничный. Коллектив у нас был загляденье –
дружный и участливый».
Проработав педагогом больше 30 лет, София Бариевна всё ещё помнит шалости, которые проворачивали её ученики. Смеясь, она рассказала о самом занимательном: «Как-то на 25-летии выпуска встретились мы с моими детками. Я спросила: «25 лет спустя, расскажите, кто выпустил змею из террариума в классе биологии?» Так и не признались! Я-то знаю, кто это был. Этим не сможет заняться ребёнок, не знающий, как обращаться со змеями».
Но они сказали мне такие слова: «Мы на вас похожими стали! Умеем хранить историю. Многому у вас научились, и учиться, и трудиться».
В свои 84 года всё свободное время София апай посвящает вязанию. Вот и сейчас в её на редкость гладких руках мерцающим светом смыкаются спицы.
«Нет, наверное, в городе человека, которому я не связала платочка. Может, потому меня память не подводит. Помнят руки, осталась моторика! Нет-нет салфетки вязала дом украсить. Весь дом в кружеве у меня», – делится увлечением героиня очерка.
И наотрез отказалась принять плату в благодарность за подаренный мне вязаный платок. Галя –
младшая дочь Софии Бариевны, добавила, что это уже вошло в привычку.
«Носи, дочка, на здоровье! Мама – человек добрый. Ни копейки за вязание никогда не берёт, – с нежностью в голосе и взгляде говорит о маме дочка. –
А какая она ответственная! Хоть мы в детстве её мало видели, дома всегда был порядок. Еда готовая, одежда выглаженная. Как она всё успевала, даже не представляю».
Ещё долго мы разглядывали семейный фотоальбом Софии апай. В прошлом году ей присвоили звание труженика тыла. Но, кажется, нет в этом мире награды для неё выше, чем внимание бывших учеников. Преданность профессии, безграничная забота о детях и желание учить. Разве это не прекрасно?

Камила ЕРМАХАНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост