“Жизнь прекрасна!”
Алла Арсеновна Иванова – учитель первой категории с общим стажем работы 55 лет. Преподает технологию в средней школе №7. Кройке и шитью предпочитает обучать не только по учебникам, но и по собственным заметкам.
Мы встретились с ней в кабинете «для девочек» ее родной школы, в которой она преподает уже 36 лет. На многочисленных стендах, ознакомительных досках и стеллажах яркой россыпью лежат работы самого учителя и ее воспитанников. Швейное оборудование в ее кабинете не пылится. В перерывах между уроками она занимается рукоделием. Специально для рубрики «Наши ветераны» Алла Арсеновна рассказала о своей работе и личных впечатлениях от нее.
— Алла Арсеновна, расскажите, пожалуйста, о себе, как вы попали в эту школу?
— Я родилась и выросла в Туркмении. Решившись поехать на работу в Санкт-Петербург, познакомилась там с будущим супругом. Он, окончив Можайку, получил направление на Байконур, и мы поехали вместе. С 1975 года я живу здесь. С самого нашего переезда я работаю в этой школе. Моя дочь училась здесь. Однажды, на одном из уроков ее учительница вздохнула: «Ах, сшить бы мне платье…», а дочка возьми и скажи: «А у меня мама шьет!» Так я познакомилась с ней. Затем, когда она уходила в декрет, искали замену, и меня позвали поработать временно. Позже снова появилась вакансия, мне позвонили и пригласили работать постоянно. На протяжении многих лет мы дружим. Я крестная ее детей, а моя дочь, в свою очередь, стала крестной им (улыбается).
— Вам нравится ваша работа?
— Да. Иногда, даже если и задумываюсь о выходе на пенсию, потом приходит мысль: что я буду там делать? Работа очень затягивает. Я живу этим. Беготня между кабинетами и классами заставляет двигаться и наполняет энергией. Как и общение с детьми. Они замечательные. Я всегда говорила: какой класс, такие и мы. 5 класс – мы пятиклассники. 7 класс – мы семиклассники. Постоянно нахожусь в движении. И знаете, в этой беготне между кабинетами даже некогда думать о болезнях, о чем-то другом. Сейчас у меня под руководством 8 класс. И пока их не выпущу, я никуда не уйду. Раньше и в другие школы приглашали, но я привыкла к родному месту.
— Каким вам заполнился свой первый урок?
— На самом деле, я стеснялась. Это был 6-й класс. Мои уроки посещали тогда 6, 7, 8 классы. Иной раз даже по 5 параллельных классов приходило. Ну, и конечно, дети были молодцы. Особенно, когда преподаешь по учебным пособиям, и нужно объяснять по учебнику, как, например, снять мерку. Попадались учебники, где все написано так, что и не захочешь даже шить. Поэтому я стала потихоньку использовать свои наработки и только самое основное из книг. Ко мне приходили девочки, и, общаясь с ними, постепенно смогла привыкнуть.
— Помните ли вы свою школу, и как вы учились?
— Помню. Даже дорогу в школу помню. До сих пор перед глазами. Очень хотелось бы встретиться со своими одноклассниками. Вот только где их искать теперь? В этом плане, почти все мои ученики всегда со мной на связи. У нас для этого есть целый сайт. Они знают, что у меня скоро 75-летие и говорят: «У нашей мамы Аллочки скоро юбилей, давайте соберемся». За 36 лет я выпустила 11 классов. Я довольна и очень горжусь ими. Что любопытно, они все в основном «на постах». Многие на площадках работают начальниками отделов, руководителями банков, в администрации нашего города. Те, кто уехал, тоже многого добились. Я для себя лично веду записи всех тех, кого я выпустила. Каждый раз, когда я выпускаю класс, вместе с ними выпускаю стенгазету на память о них.
— С чем бы вы могли сравнить работу преподавателя, с каким-то растением, предметом или животным?
— Не задумывалась даже на такую тему (смеется)… Но, думаю, преподаватель – это тот же самый воспитатель, психолог и даже мама. Пару раз бывало, детям с укором говорила: «Ну, может мне тебя взять на воспитание?» И уже другие отвечали: «Лучше меня возьмите!»
— Отличаются ли дети поколения 90-х от нынешних учеников, на ваш взгляд?
— Отличаются. Кажется, у них было больше желания учиться. Они были более ответственными. Но все же, и тогда, и сейчас бывают дети, которые не успевают по разным причинам. Знаете, некоторые преподаватели используют фразу «слабый ученик». Я никогда не говорю так, чтобы не обделять никого. Я пытаюсь всех поддерживать. Сейчас у меня в классе 4 круглых отличника, но я хочу держать в форме и остальных. В моих классах дети всегда были понятливые. Думаю, это от того, что я всегда стараюсь с ними бывать. Какой бы праздник ни был, мы всегда вместе. Бывает, даже в кафе ходим. Честно говоря, некоторые дети обычно гордятся тем, что у них молодой классный руководитель. А мои ученики никогда и не смотрят на мой возраст.
— Что, на ваш взгляд, помогает ребенку учиться и быть способным учеником?
— Знаете, я всегда говорила: прежде чем что-то сделать, нужно думать о последствиях. Нужно прочувствовать ответственность. Поэтому в своих беседах с детьми я делюсь с ними своим жизненным опытом и напутствую им. Когда вижу, что они хотят вместо учебы потусоваться и, может быть, уйти с урока, всегда поднимаю эту тему и разговариваю об этом.
— Не хочется красить все в черное и белое, но есть ли что-то в вашей профессии, что вам нравится и не нравится?
— Я даже не задумываюсь об этом. Все нравится! Я оптимистка. Я никогда не обращаю внимания ни на что подобное. Например, если ко мне приходит, так называемый, «слабый ученик», я смотрю на ребенка иначе. Я верю, что он соберется. И на моем предмете станет учиться лучше, а затем это преобразит его общий процесс учебы.
— Что бы вы хотели пожелать своим выпускникам, ученикам вашей школы и Байконуру в целом?
— Хочу пожелать самого главного –
здоровья. Остальное приложится. Жить в свое удовольствие и ни в чем не нуждаться. Любить жизнь. Ведь, какой бы жизнь ни была – она все равно прекрасна!
Камила ЕРМАХАНОВА
Фото автора