Город

ЦЫГАНКА МУЖА ВСЕГДА ПРОКОРМИТ!

Восьмого апреля планета отметила Международный день цыган.

Праздник этот отмечают с 1971 года, когда 8 апреля в Лондоне прошел первый Всемирный Конгресс цыган, собравший делегации из тридцати стран. В ходе Конгресса был создан Международный союз цыган (International Romani Union, IRU) и приняты национальные символы: флаг и гимн, что позволило цыганам мира признать себя единой свободной нацией. В настоящее время IRU объединяет цыганские общественные организации 42 стран мира.
Основных цыганских ветвей в мире шесть – три западных и три восточных. К западным относят Рома, Синти и иберийских цыган, к восточной группе относят Люли, Лом и Дом. Кроме того, существуют малые цыганские группы.
Те цыгане, которых мы привыкли у себя в Казахстане видеть на рынках и вокзалах, это люли. Кстати, люли их называют в Узбекистане, в Таджикистане – джуги. И, как и все народы мира, они носители глубокого культурного слоя. Стоит заглянуть в их жизнь, чтобы увидеть много интересного.
Большинство из нас относятся к люли с недоумением, а иногда даже раздражением. Мол, неопрятного вида граждане занимаются попрошайничеством или впариванием доверчивым женщинам сомнительных амулетов. Причем, только женщины. Где их мужчины? И как не жалко цыганкам в летнюю жару и осенние дожди таскать за собой по людным местам малолетних детей только потому, что детям лучше подают? И, вообще, откуда люли у нас взялись, и есть ли у них Родина и дома?
Надо сказать, что ответить на эти вопросы нам было трудно. В лучших электронных библиотеках мира мы искали материалы о люли, и не нашли научных трудов о жизни современных Среднеазиатских цыган.
Тогда пришлось пойти, как в математике – «от противного». И за пределами Байконура нам удалось найти семью люли. И даже уговорить её главу на интервью. Как это было, рассказываю я, Наталья Денисова.
Для начала я обратилась к мужу подруги, выходцу из Узбекистана. Его зовут Фархат, он говорит на узбекском и таджикском языках, и обещал выступить переводчиком в журналистском разговоре с люли.
Попытка поговорить с первой же женщиной-цыганкой, которую нам удалось найти, оказалась провальной. Женщина попрошайничала у входа на рынок. У ног её сидел с коробкой для сбора монет ребенок лет трёх. Мы с Фархатом подошли к цыганке, Фархат объяснил ей, что нам от неё нужно. Женщина сказала, что не будет с нами разговаривать, но мы пообещали ей за то, что узнаем о жизни цыган побольше, две тысячи тенге.
Когда деньги цыганке были вручены, она переулками отвела нас к времянке, где, по её словам, поселились приезжие цыгане. И там сейчас находится глава её семьи. Она может позвать его.
Позвала она средних лет человека, представившегося Ашуром. По-русски Ашур знал немного слов, я объяснить ему, что нам от него надо, не смогла. Фархат снова минут пятнадцать объяснял о цели нашего визита, сначала одному Ашуру, потом двум вышедшим на улицу из времянки женщинам неопределенного возраста.
Мне пришлось показать удостоверение журналиста. Ашур медлил с ответом, будет он с нами общаться, или нет. Я обещала не фотографировать его и других цыган, но он ответил, что дело не в этом, а в том, что я, поговорив с ним, затем приведу полицию, и его с родственниками выдворят из Казахстана. Они нелегалы. Потом махнул рукой, согласившись. Оказалось, что уже наутро он с домочадцами собрался двигаться дальше – слишком примелькались женщины семьи на рынке, где они «работают уже две недели».
Он сел на старый коврик, расстеленный под стеной времянки, пригласил сесть нам, для нас вынесли скамейки,предупредив, что прогонит нас, если я задам ему вопрос оскорбительный, обидный. Разговор с Ашуром удивил меня больше, чем удивляют интервью со звёздами, скажем, эстрады или спорта. Я впервые «сунула свой журналистский нос» в жизнь цыган.
— Откуда вы к нам приезжаете, у вас есть родные места?
— Конечно, есть. Потому что наша семья из рода мугат – оседлых цыган. Мы живем в селе в Таджикистане рядом с такими же, как сами. Предпочитаем селиться диаспорой. У нас таджикские паспорта, хотя наши предки предпочитали не иметь документов. Но дома, которые мы покупаем или строим для семей, надо как-то оформлять, и дети мугат сейчас ходят в школы. Некоторые из мугат в Таджикистане работают, но по нашим традициям мужчина мугат не может иметь некоторые профессии, например, дворника, официанта, банщика. Есть среди наших цыган ремесленники, которые умеют плести корзины, например, ковать металл, резать по дереву. Женщина может быть швеей, поваром, но публичные профессии для неё под запретом. Мугат – мусульмане, и у нас строгое понимание женской свободы. Невозможно, например, представить нашу женщину, танцующей за деньги или позирующей художнику. Хозяин женщины – муж, хозяин мужа Бог. Всевышний предписывает мне заботиться о жене и детях, но жену я прошу быть скромной, честной и послушной.
— Но это ваша жена с ребенком на руках еще час назад на рынке просила милостыню…
— Этим занимаются наши женщины всегда. Это старинный способ заработать на жизнь. Раньше, когда цыганка выходила замуж за цыгана, свекровь ей по традиции вручала торбу, и молодая сноха давала клятву кормить семью. Сейчас такой традиции нет, но способ добычи денег остался. Мужчине в то время, пока женщина на работе, не зазорно вести хозяйство, готовить, смотреть за детьми, которые не ушли на улицу с мамой. У нас с женой пятеро детей, но с нами приехала моя незамужняя сестра, она тоже работает на улице с моим средним сыном. Я смотрю за тремя детьми. Сам готовлю, сам убираю за детьми. Теплый сезон мы будем ездить по Казахстану. То, что моя семья здесь зарабатывает, в Таджикистане неплохие деньги. В холода мы можем себе позволить жить дома.
— Вам не жалко детей, которые уходят с мамой и тетей на рынок попрошайничать?
— Они выглядят голодными или замученными? Мы хорошие родители, следим за тем, чтобы дети вовремя и хорошо ели, у малышей под штанами памперсы, мать никогда не возьмет на улицу занемогшего ребенка. Не пойдет с ним за милостыней в дождь.
— Амулеты, которые продают цыганки, действительно работают?
— Как все другие амулеты (улыбнулся).
— Правда, что мугат очень редко болеют, а проказой не болеют вообще?
— Да. У нас сильные знахари, в старые времена наших знахарей звали в другие деревни, где нет мугат, чтобы лечить людей. По традиции предков, мы употребляем изредка в пищу мясо и жир змей и ежей. Змеиный и ежовый жир полезны для человека. Еще мы едим много сухофруктов, а также печёных овощей, и знаем, какие из них полезны для желудка, какие для сердца, печени. Насчет проказы: я не знаю, чтобы где-то среди мугат когда-то были больные ею.
— Правда ли, что вы крадете невест для сыновей, а дочерей выдаете замуж по договоренности с другими цыганскими семьями?
— Нет. Мы не делаем, ни того, ни другого. У нас считается, что девушка обязательно должна быть согласна на брак с тем или иным парнем, если её выдать замуж против воли, то она родит больных детей. Поэтому наша молодёжь присматривается друг к другу, парни говорят родителям, к кому хотели бы посвататься, и тогда семьи решают вопрос. На свидания наша молодежь не ходит, это не принято, юноши и девушки видят друг друга со стороны в селе или более близко – на праздниках. Добрачные отношения редкость, и тогда свадьба бывает без выкупа, что позор для родственников жениха и невесты.
— Что значит – без выкупа?
— Выкуп надо заплатить за невесту. Родители жениха несут родителям невесты столько денег, сколько они просят. Об этом идет задолго до свадьбы отдельный разговор. Свадьбу после выкупа играют в доме родителей невесты, но свадьбу тоже оплачивает жених. Поэтому у нас говорят, что дочь рождается к прибыли, сын к расходам. Наши жены собирают золотые украшения, чтобы потом превратить их в деньги на свадьбы сыновей.
— Были на вашей памяти случаи, чтобы цыган из вашего племени женился не на цыганке?
— Нет, да и вы поймите, вряд ли мусульманка не из мугат, таджичка или узбечка, согласится на такой брак. Разделить судьбу с цыганом сможет только та, что понимает нас. Да и нормальный цыган не захочет осуждения своей диаспорой. Семьи у нас многодетные, на каждого жениха всегда находится невеста. К чему рушить то, что предками еще заложено?
— Есть праздник, который ваш народ отмечает вместе?
— Новруз (Наурыз). Этот праздник отмечали в старинные времена ещё наши праотцы и прабабки. В Новруз принято собираться всем селом, готовить много еды, покупать детям сласти, танцевать. После Новруза уже члены многих семей как мы, уезжают работать. Кто-то остается, есть цыгане, умеющие растить сады, огороды. Такие всей семьей не кочуют на заработки.
— А сказания, легенды у мугат есть?
— Да. Нет своих книг, как и своего языка, мы говорим на узбекском, таджикском, фарси, некоторые знают хинди и урду. А сказки, они, конечно, у любого народа есть.

Наталья ДЕНИСОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост