Город

Испытания посылаются людям хорошим

Что может случиться с человеком за 100 лет? Россия, например, за это время пережила множество этапов, от революции и свержения царского правительства до событий наших дней. А как история отразилась на людях, самых обычных гражданах страны? Столетняя жительница Байконура Раиса Ахмедова – кладезь мудрости и пример бодрости духа. И по её биографии можно писать, ели не учебники истории, то уж точно сборник мемуаров.

Эту милую женщину знает у нас чуть ли не каждый встречный, а уж если спросить о нашей героине у соседей! Расскажут, и где она живёт, и о том, как живёт, приговаривая: «Вы не представляете насколько она легендарный, жизненный, великодушный человек!». А всё потому, что у Раисы Хасановны была нелёгкая судьба, принесшая много испытаний, достойно из которых выйти сможет не каждый. Но Ахмедова – пример жизнестойкости и человеколюбия.

Родилась Раиса Хасановна в 1918 году в Янаульском районе Башкортостана, селе Айбуляк. До 7 лет девочка не могла ходить, причина недуга в силу не развитой тогда медицины была неизвестна. Но она справилась с болезнью.

В 1928 году, когда Раисе было 10 лет, её семью ждал один сложнейший жизненный поворот.

«Нас раскулачили. Ночью в деревне было собрание, и жителей начали делить на богатых и бедных. А что тогда эти слова значили для нас? Я сейчас живу богаче, чем мы с родителями в то время, – вспоминает Раиса Хасановна. – В хозяйстве у семьи был скот: лошадь, две коровы, бараны, овцы». Бабушка отмечает, что жили они тогда хорошо, но не богато, и точно не входили в категорию для подобных мер.

«Как всегда, нашлись злые языки. Они, не умолкая, говорили о том, что у моего отца тоже есть неплохой скот. «А почему их не раскулачивают?» – звучало отовсюду. В эту же ночь нас включили в список. Об этом сообщил какой-то мальчишка, который тут же прибежал к нам. Началась паника, домочадцы собирали вещи – мама, папа, брат, я, сестрёнка и братишка. Без документов и практически без денег запрягли лошадь, сели на сани и поехали в район на железнодорожную станцию. «Какой поезд будет первый, туда и сядем», – сказал тогда отец. Сначала мы доехали до Самары, сделали пересадку, и попали в Ташкент. И там у нас началась новая жизнь», – продолжает свой рассказ Раиса Хасановна.

«Я так люблю смотреть старинные фильмы про то время, как будто про нас самих», – не сдерживается от слёз бабушка. — И сердце так рвётся сказать о том, что не нужно так бередить себе душу, но что остаётся делать, если эти кадры теперь единственное воспоминание о родине и доме?

В самом Ташкенте Раиса Хасановна со своей семьёй прожила недолго, примерно около года.

«Население расселяли по регионам, из-за чего мы попали в Аккурганский район. Как раз совхозы тогда только выстраивались, повсюду стояли низкие глинобитные землянки», – отмечает Р.Ахмедова.

В Узбекистане Раиса пошла в местную школу и быстро освоилась с языком, многие тюркские языки похожи, и особых проблем для неё, башкирки, не было. После окончания 7 классов обучения, когда ей было 17-18 лет, посвятила себя преподаванию языков в русских школах, русского в узбекских.

«Отопления в классах не было, но и холода были не такие. Ходили в калошах, телогрейках. Только голод был всё время. Я сейчас считаю, что мы живём в раю, если вспоминать те дни», – с печалью заключает Раиса Хасановна.

Параллельно образованию все местные жители, от мала до велика, занимались выращиванием хлопка. Взрослые делали основную сложную работу, детям давали задания легче, они отделяли волокно из бутонов, складывали это всё и т.д. Как начинался сезон посева, на поля выходили всем селом.

Следующим знаковым, перевернувшим всё с ног на голову периодом, для семьи стала Великая Отечественная война. Вокруг люди теряли своих близких и друзей. К сожалению, Раиса Хасановна не стала исключением. Потеряв брата, погибшего в пылу сражений, она взяла опеку над шестерыми его детьми, впоследствии так и не выйдя замуж. Позже Раису стали называть эти дети мамой, а она всей душой привязалась к ним.

«К тому времени я была уже взрослой девушкой, был у меня и парень, узбек. Его забрали в армию, и он тоже не вернулся», – вспоминает о тяжёлой молодости Раиса Хасановна.

На сегодняшний день детей, воспитанных Раисой Хасановной, уже нет в живых. Семью Раисы составляют их многочисленные потомки: дети, внуки, правнуки, праправнуки.

Хотя пенсионный период своей жизни бабушка считает относительно спокойным, она продолжает наблюдать за событиями страны и мира через политические телепередачи.

«Хоть многие и говорят, что в политике нет ничего хорошего, я считаю, что за новостями нужно следить. Ведь, это наша жизнь. То, что происходит с нами же», – говорит Р.Ахметова.

Раньше она и предположить не могла, что можно будет смотреть телевизор за обедом или ужином. Когда он только появился – долгое время был для небогатых людей непозволительной роскошью. А фильмы смотрели, транслируя с проектора на белую стену всем селом, иногда даже без звука.

В Байконур она приехала, будучи уже на пенсии, вслед за молодым поколением семьи. Внучке её очень понравился город, и семья осела тут, живет и сейчас. Но это не означает, что заботятся о Раисе только дети, внуки её воспитанников. Много горожан приходит навещать бабушку на праздники, дарят подарки и не дают остаться без лекарств.

«В моём возрасте уже «скорую» вызывать стыдно», – грустно замечает Раиса Хасановна.

С годами её всё чаще посещают тревожные мысли. Но люди вокруг отвлекают от печалей, своей молодой энергетикой не дают унывать.

«Вот вы пришли, и взбодрилась немного, приятно поговорить с хорошими людьми», – добродушно говорит после беседы с корреспондентом наша героиня.

Светлана РЕШЕТНИКОВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост