Город,  Образование

Красота из мусора

Не у каждого ребёнка получится сделать что-то своими руками, но некоторым всё же везёт с наставниками. Учитель технологии школы №277 Мыктыбай Утебалиев, усталый, после поездки на республиканский конкурс ремёсел в первый рабочий день недели возвращается в класс. Кабинет ещё пуст, уроки начнутся чуть позже. А пока у нас есть время для беседы, и он, оглядывая помещение, задумавшись, не спеша, начинает свой рассказ.

— В сентябре недавно был районный ремесленный конкурс, мы с учениками заняли в нём первое место, и нас отправили в Кызылорду на областной, там тоже показали хорошие результаты. Вот только что позвонили – сообщили о победе на республиканском соревновании «Шерберлер каласы», то есть в переводе «Город мастеров». Участвовали мой ученик 9 класса Артык Турсынбек и ещё одна девочка. Вообще, я с 6 по 11 классы учу. Наше направление – изделия из подручных вещей, каждый участник представляет по 5 поделок. Работы оцениваются вкупе, но в основном всем понравились доспехи казахского батыра. Сама работа сделана из жестяных крышек от бутылок, шлем и ремень из консервных банок. Картина «Дерево жизни» – ещё одна хорошая работа, но тут проще. Она сделана из монет, а ствол – из аппликации нитками. Нити аккуратно складываются на клей, сушатся, сверху прокрашиваются акварелью и последнее – покрываются лаком. Всё.
— Сколько времени занимает сделать такую работу?
— Если работать каждый день, за 20 дней, скорее всего, возможно. Но каждый день же времени не бывает! Поэтому за 2 месяца мы закончили. Сначала на базаре купили манекен, но там голова маленькая, не по размерам кольчуги, и в талии он слишком узкий. Пришлось потом последними штрихами подгонять размеры как на реального человека, а голову увеличили по технологии папье-маше и обтянули чёрной тканью от женской водолазки. Кольчугу 2 недели из проволоки мастерили, очень долгий процесс. Самую верхнюю часть шлема украшает конский волос.
— Как к вам приходят идеи, вдохновение?
— В основном случайно, где-то что-то увидишь и держишь в голове, чтобы потом нарисовать эскиз. Или у кого-то берёшь один элемент, у другого – другой, составляешь цельную композицию из образов. Сейчас легко, можно сохранить увиденное в телефоне, раньше только на память приходилось полагаться.
— Какой материал любите больше всего использовать в своих изделиях? Благодаря каким свойствам он стал любимым?
— Вообще, мне нравятся два направления – это резьба по дереву и изделия из подручных материалов. Выбрать материал – самое сложное. У меня есть один материал, у нас такие деревья не растут, на нашей земле карагачей много. Карагач крепкий, им и человека убить можно, изделия получаются очень тяжёлые. А вот я использую бальзу (прим. автора: дерево из подсемейства бомбаксовых), её обычно применяют в ракетомоделировании. Я в своё время занимался в кружке моделирования 10 лет. Потом бросил, надоело. Так вот, эти деревья растут в Африке, для них это как наш саксаул, используются для топки. Порода дерева мягкая, податливая. Именно в ракетомодельных соревнованиях из неё делают планеры и стабилизаторы, потому что древесина лёгкая. Я из неё вырезаю по дереву, делаю картины, другие для этого не годятся, слишком твёрдые материалы.
— Как вы начали заниматься прикладным искусством? Что стало главным толчком?
— Я всегда видел красивые вещи, картины и любовался ими. И тоже хотел начать, но думал: «Красиво. Но вот как так сделать? Из обычных пород дерева не получится, особые инструменты нужны». Но уже идёт процесс, я все свои поделки, которые можно увидеть тут, сделал одним набором инструментов. Там всего несколько видов ножей: для первичной грубой обработки, для прорисовки деталей. И это всё – моё богатство. Настоящих инструментов у меня нет, поэтому приходится обходиться. В Интернете смотришь, там такое качество инструментария, но цена!
Также герой нашей заметки делает картины в технике «изонить». Из грубых гвоздей и ниток получаются нежнейшие картины с казахским орнаментом, природой, женскими силуэтами. Из ветвистых деревьев складывается портрет, это картины-иллюзии.
— Как вы пришли к наставничеству и поняли, что хотите научить детей тому, что знаете?
— С детства был склонен к этому, но особого внимания не уделял. Но всё, за что я брался, получалось классно. До распада СССР был ветеринаром. Потом вы сами знаете, что случилось с нашими совхозами и колхозами. Остался без работы, пришлось менять профессию – пошёл преподавать. Учился заочно, закончил кызылординский университет имени Коркыт ата. Через лет 6-7 уже выхожу на пенсию.
— Насколько тяжело вам было менять профессию?
— Очень тяжело. Ветеринарию я же сам выбрал, после армии учился в Оренбурге. Когда закончил, приехал в Кызылорду, там работал лет 10 по своему профилю. А потом развалился Советский Союз, и остались без ничего. Нет работы, нет заводов и фабрик. У кого во дворе был скот, все его продали, потому что не было денег. Миллионы баранов и коров.
— Приносит ли ваше увлечение пользу для дома?
— Сколько разных табуреток я ни делал, домой привезу – через месяц их не будет. Кто-то попросит, возьмёт. Думаешь: «Ладно, бери, не жалко». Но их не возвращают. Через некоторое время опять принесёшь, снова кто-то попросит. У меня нет табуреток сейчас дома, больше не привожу. Все равно заберут (смеется).
— А вы не пробовали продавать поделки или лавку ремесленную открыть?
— Нет, вот люди спрашивают о картинах, которые делал: «Давай, продай их, почему бы не заработать». Ладно, говорю. Продам одну, но потом на душе будет плохо. Сколько я вложил туда. Как продать? Жалко. Продавать можно, если серийное производство у тебя. А в такие единичные изделия ты всю душу туда вкладываешь. После окончания работы чувствуешь усталость, но стоит увидеть что-то или представить, снова оживляешься. И снова вкладываешься в новую работу.
— Вы кем-то вдохновляетесь? Есть у вас любимые мастера или художники?
— Художник Абылхан Кастеев, его нет уже давно. Но его картины я люблю, смотришь и видишь всё – и природа, и портреты, кажется даже, что видна его душа. Художников разных много, а он один мне нравится. Ещё когда учился в Оренбурге, была у нас староста Наталья Мителёва. Мы как-то на каникулах съездили в её деревню. А деревня была полна мастеров всяких. Там такие дома стоят! Красивые резные узоры. Вот тогда я и увидел все особые инструменты для резьбы по дереву в первый раз. Ветеринары-то все в основном из деревни. Хотелось бы жить в таком месте, этажные дома мне не нравятся. Туда вечером зайдёшь и до утра не выходишь больше.
Мечтательные размышления прерывает звонок, и дети со звонким смехом вбегают в класс. Пора встречать тех, ради кого был проделан такой путь. М.Утебалиев прощается с нами и с улыбкой встречает детей. Кто знает, может быть, через десятки лет они смогут поведать не менее интересную историю, чем у учителя.

Светлана РЕШЕТНИКОВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост