Музыка не имеет Отечества. Отечество её – вся Вселенная
Так говорил о музыке великий польский композитор и пианист Фридерик Шопен. И с этим трудно поспорить, учитывая то влияние, которое оказывает музыка на человека.
О музыке должно говорить только восторженно и в превосходной степени, и можно только позавидовать тем, кто является не просто слушателем, а кому доступно ее понимание. Не знаю, нужно ли для этого иметь музыкальное образование, или достаточно «души прекрасные порывы», но то, что любое образование, и музыкальное в том числе, никогда лишним не бывает, факт. В подтверждение приведу слова известного всем педагога Василия Сухомлинского: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».
Они какие-то особенные, ребятишки, которые после уроков в обычной школе бегут учиться дальше: в музыкальную или художественную школы, в спортивные секции, кружки по интересам. Им некогда болтаться по улицам, заниматься непонятно чем или мучиться, чем бы заняться. Они другие во всех отношениях.
Меня давным-давно, когда мой сын был ровесником сегодняшних мальчишек и тоже учился в музыкальной школе, кстати, в первой, поразило, что появившийся тогда канал «Культура» его заинтересовал. Помню его воодушевление после просмотра концерта Дмитрия Хворостовского. Потом были концерты, которые мы посещали вместе, и уже вживую наслаждались классической музыкой. Он не стал профессиональным музыкантом, да мы и не ставили такой цели, но то, что музыкальное образование сделало его духовно богаче, даже не обсуждается. Думаю, что так думают многие родители, чьи дети получают музыкальное образование.
Мне в силу своей профессии и того факта, что я тоже когда-то была мамой ученика музыкальной школы, не раз доводилось бывать на отчетных и конкурсных концертах в обеих музыкальных школах города. И скажу, что не только получала огромное удовольствие. Это состояние описать невозможно: восторг, слезы, рожденные звуками музыки, казалось, проникающими во все уголки твоей души. А еще искреннее удивление, что рождать такие чувства способны дети.
Не могу не сказать, что в Байконуре созданы все условия для всестороннего развития ребенка, причем, все это вполне доступно, если и не бесплатно, то за символическую плату. Главное – желание и понимание того, что занятые дети в большей степени защищены от жизненного негатива, способного разрушить хрупкую детскую душу, они способны сделать правильный выбор, вступая во взрослую жизнь.
Первой музыкальной школе Байконура, о которой пойдет речь, исполняется 60 лет. И, конечно, наш разговор о юбиляре. Представить себе, что музыкальная школа в Байконуре была организована всего через пять лет после того, как родился сам город, сложно, но такие были времена и люди, способные претворять в жизнь, казалось бы, немыслимые проекты. Строился не только космодром, но и город, для создания условий тем, кому предстояло осуществить государственную задачу покорения космоса.
Сейчас музыкальную школу возглавляет Оксана Сергеевна Гертер. Оксана Сергеевна с отличием окончила Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова по специальности «Музыка и пение», получив квалификацию преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. Начинала, как и положено в таких случаях, преподавателем детской музыкальной школы в том же Костанае. Потом были Байконур и работа педагогом в дмш №1, где впоследствии и стала ее директором. В качестве достижений на своем посту считает открытие отделения платных образовательных услуг со стабильным доходом; отделения духовых и ударных инструментов; разработку программы по развитию системы дополнительного образования сферы искусства в городе; получение диплома «100 лучших школ России». А перед этим была разработка авторских программ «Современная популярная музыка» для детей среднего и старшего школьного возраста; «Раннее музыкально-творческое развитие» для детей дошкольного возраста. О.С.Гертер – лауреат III степени V Московского открытого конкурса проектов, исследований и технологий «Балакиревский проект-2012», лауреат I степени Республиканского конкурса авторских инновационных программ (г.Алматы).
Вот что она рассказала о создании и работе школы сегодня.
— Детская музыкальная школа была создана согласно распоряжению исполкома Кзыл-Ординского областного Совета депутатов трудящихся, в соответствии с распоряжением Совета министров Казахской ССР.
Первый набор в детскую музыкальную школу – семилетку с контингентом обучающихся на 80 человек – состоялся 1 сентября 1960 года. Открытие школы было связано с большими трудностями: не хватало инструментов, нотного материала, учебных пособий. В школе работало всего 7 педагогов по трем специальностям: фортепиано, баян, скрипка. Основу профессиональной творческой деятельности школы закладывали педагоги Н.В.Данилович – первый директор школы, Э.М.Пинская, Л.Б.Алексеева, И.В.Родионова, Н.П.Шевченко, Э.И.Сахнова, Р.Ф.Шоркина, В.И.Гедройтс, У.Ф.Абилдаев, Р.С.Свитан, Э.С.Журавлева, О.В.Шахова, А.И.Передрий.
В школе была создана уникальная система преподавания, основанная на симбиозе методов музыкального обучения разных педагогических школ постсоветского пространства. У каждого преподавателя школы – своя история приезда в Байконур. Как правило, это жены офицеров, но есть и те, кто попал в город по распределению после окончания музыкального училища. Все лучшее, что накоплено российской и казахстанской музыкальной педагогикой, находит практическое применение в маленьком режимном городке, благодаря неравнодушию людей, живущих одной большой семьей.
За время существования в школе получили начальное музыкальное образование более трех тысяч человек. Многие выпускники продолжили свое музыкальное образование в средне-специальных и высших учебных заведениях России и Казахстана и спустя время вернулись в свою родную школу для того, чтобы продолжить великое дело своих учителей-наставников.
Сегодня в школе работают 36 квалифицированных преподавателей, из них 6 человек – ее выпускники. Это заместитель директора Марина Владимировна Филиппова, концертмейстеры Газиза Екпиновна Тулебаева и Асель Багдатовна Султан, преподаватель по классу скрипки Аружан Аскаркызы Шукирбаева, преподаватели домбры Мираш Ракашевна Сырлыбаева и Али Ергазиевич Абенов. В школе обучаются 290 человек по восьми специальностям: фортепиано, гитара, баян, аккордеон, скрипка, домбра, кобыз, сольное пение.
Школа сегодня – это талант и творческий успех! Обучающиеся школы неоднократно становились лауреатами и дипломантами областных, республиканских и международных конкурсов! В 2010 году школе был вручен диплом «За результативность и успешность работы по итогам деятельности в 2010 году» от редакции энциклопедии «Одаренные дети – будущее Казахстана». Школа является лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» по итогам 2014-2015 учебного года.
Педагоги первой музыкальной школы заслуживают слов благодарности за то, что школа не только до сих пор жива, но и сохранила традиции, заложенные первым педагогическим составом. Что музыка жила в этих стенах и в девяностые годы прошлого века, когда в наших домах не было тепла и света, в городе не ходил городской транспорт, но наши дети продолжали постигать музыкальную грамоту, пешком добираясь до школы и обратно, пешком возвращаясь с занятий домой, бережно укутывая в детские фланелевые пеленки свои музыкальные инструменты: скрипки, флейты, гитары, пытаясь защитить их от суровых зимних морозов. Хочется пожелать школе талантливых, благодарных учеников, успехов на пути воспитания творческих личностей и долголетия.
Дмитрий Шостакович как-то сказал: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей». Добавить нечего, как только взять на вооружение слова великого композитора.
Анна ХОДАКОВСКАЯ
Фото Юрия ПОЛОВИНКИНА