Жизнь города,  Культура,  Образование

Музыка не имеет Отечества. Отечество её – вся Вселенная

Так говорил о музыке великий польский композитор и пианист Фридерик Шопен. И с этим трудно поспорить, учитывая то влияние, которое оказывает музыка на человека.
О музыке должно говорить только восторженно и в превосходной степени, и можно только позавидовать тем, кто является не просто слушателем, а кому доступно ее понимание. Не знаю, нужно ли для этого иметь музыкальное образование, или достаточно «души прекрасные порывы», но то, что любое образование, и музыкальное в том числе, никогда лишним не бывает, факт. В подтверждение приведу слова известного всем педагога Василия Сухомлинского: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».
Они какие-то особенные, ребятишки, которые после уроков в обычной школе бегут учиться дальше: в музыкальную или художественную школы, в спортивные секции, кружки по интересам. Им некогда болтаться по улицам, заниматься непонятно чем или мучиться, чем бы заняться. Они другие во всех отношениях.
Меня давным-давно, когда мой сын был ровесником сегодняшних мальчишек и тоже учился в музыкальной школе, кстати, в первой, поразило, что появившийся тогда канал «Культура» его заинтересовал. Помню его воодушевление после просмотра концерта Дмитрия Хворостовского. Потом были концерты, которые мы посещали вместе, и уже вживую наслаждались классической музыкой. Он не стал профессиональным музыкантом, да мы и не ставили такой цели, но то, что музыкальное образование сделало его духовно богаче, даже не обсуждается. Думаю, что так думают многие родители, чьи дети получают музыкальное образование.
Мне в силу своей профессии и того факта, что я тоже когда-то была мамой ученика музыкальной школы, не раз доводилось бывать на отчетных и конкурсных концертах в обеих музыкальных школах города. И скажу, что не только получала огромное удовольствие. Это состояние описать невозможно: восторг, слезы, рожденные звуками музыки, казалось, проникающими во все уголки твоей души. А еще искреннее удивление, что рождать такие чувства способны дети.
Не могу не сказать, что в Байконуре созданы все условия для всестороннего развития ребенка, причем, все это вполне доступно, если и не бесплатно, то за символическую плату. Главное – желание и понимание того, что занятые дети в большей степени защищены от жизненного негатива, способного разрушить хрупкую детскую душу, они способны сделать правильный выбор, вступая во взрослую жизнь.
Первой музыкальной школе Байконура, о которой пойдет речь, исполняется 60 лет. И, конечно, наш разговор о юбиляре. Представить себе, что музыкальная школа в Байконуре была организована всего через пять лет после того, как родился сам город, сложно, но такие были времена и люди, способные претворять в жизнь, казалось бы, немыслимые проекты. Строился не только космодром, но и город, для создания условий тем, кому предстояло осуществить государственную задачу покорения космоса.
Сейчас музыкальную школу возглавляет Оксана Сергеевна Гертер. Оксана Сергеевна с отличием окончила Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова по специальности «Музыка и пение», получив квалификацию преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. Начинала, как и положено в таких случаях, преподавателем детской музыкальной школы в том же Костанае. Потом были Байконур и работа педагогом в дмш №1, где впоследствии и стала ее директором. В качестве достижений на своем посту считает открытие отделения платных образовательных услуг со стабильным доходом; отделения духовых и ударных инструментов; разработку программы по развитию системы дополнительного образования сферы искусства в городе; получение диплома «100 лучших школ России». А перед этим была разработка авторских программ «Современная популярная музыка» для детей среднего и старшего школьного возраста; «Раннее музыкально-творческое развитие» для детей дошкольного возраста. О.С.Гертер – лауреат III степени V Московского открытого конкурса проектов, исследований и технологий «Балакиревский проект-2012», лауреат I степени Республиканского конкурса авторских инновационных программ (г.Алматы).
Вот что она рассказала о создании и работе школы сегодня.
— Детская музыкальная школа была создана согласно распоряжению исполкома Кзыл-Ординского областного Совета депутатов трудящихся, в соответствии с распоряжением Совета министров Казахской ССР.
Первый набор в детскую музыкальную школу – семилетку с контингентом обучающихся на 80 человек – состоялся 1 сентября 1960 года. Открытие школы было связано с большими трудностями: не хватало инструментов, нотного материала, учебных пособий. В школе работало всего 7 педагогов по трем специальностям: фортепиано, баян, скрипка. Основу профессиональной творческой деятельности школы закладывали педагоги Н.В.Данилович – первый директор школы, Э.М.Пинская, Л.Б.Алексеева, И.В.Родионова, Н.П.Шевченко, Э.И.Сахнова, Р.Ф.Шоркина, В.И.Гедройтс, У.Ф.Абилдаев, Р.С.Свитан, Э.С.Журавлева, О.В.Шахова, А.И.Передрий.
В школе была создана уникальная система преподавания, основанная на симбиозе методов музыкального обучения разных педагогических школ постсоветского пространства. У каждого преподавателя школы – своя история приезда в Байконур. Как правило, это жены офицеров, но есть и те, кто попал в город по распределению после окончания музыкального училища. Все лучшее, что накоплено российской и казахстанской музыкальной педагогикой, находит практическое применение в маленьком режимном городке, благодаря неравнодушию людей, живущих одной большой семьей.
За время существования в школе получили начальное музыкальное образование более трех тысяч человек. Многие выпускники продолжили свое музыкальное образование в средне-специальных и высших учебных заведениях России и Казахстана и спустя время вернулись в свою родную школу для того, чтобы продолжить великое дело своих учителей-наставников.
Сегодня в школе работают 36 квалифицированных преподавателей, из них 6 человек – ее выпускники. Это заместитель директора Марина Владимировна Филиппова, концертмейстеры Газиза Екпиновна Тулебаева и Асель Багдатовна Султан, преподаватель по классу скрипки Аружан Аскаркызы Шукирбаева, преподаватели домбры Мираш Ракашевна Сырлыбаева и Али Ергазиевич Абенов. В школе обучаются 290 человек по восьми специальностям: фортепиано, гитара, баян, аккордеон, скрипка, домбра, кобыз, сольное пение.
Школа сегодня – это талант и творческий успех! Обучающиеся школы неоднократно становились лауреатами и дипломантами областных, республиканских и международных конкурсов! В 2010 году школе был вручен диплом «За результативность и успешность работы по итогам деятельности в 2010 году» от редакции энциклопедии «Одаренные дети – будущее Казахстана». Школа является лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» по итогам 2014-2015 учебного года.
Педагоги первой музыкальной школы заслуживают слов благодарности за то, что школа не только до сих пор жива, но и сохранила традиции, заложенные первым педагогическим составом. Что музыка жила в этих стенах и в девяностые годы прошлого века, когда в наших домах не было тепла и света, в городе не ходил городской транспорт, но наши дети продолжали постигать музыкальную грамоту, пешком добираясь до школы и обратно, пешком возвращаясь с занятий домой, бережно укутывая в детские фланелевые пеленки свои музыкальные инструменты: скрипки, флейты, гитары, пытаясь защитить их от суровых зимних морозов. Хочется пожелать школе талантливых, благодарных учеников, успехов на пути воспитания творческих личностей и долголетия.
Дмитрий Шостакович как-то сказал: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей». Добавить нечего, как только взять на вооружение слова великого композитора.

Анна ХОДАКОВСКАЯ
Фото Юрия ПОЛОВИНКИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост