Город,  Жизнь города,  Из истории города

Они строили космодром… Военные строители Байконура

К сожалению, довольно редко мы вспоминаем о людях, создававших возможности для запуска ракет в космос. Подлинными первопроходцами в этой области были военные геодезисты и строители. Если называть вещи своими именами – генеральным подрядчиком строительства была определена войсковая часть номер 12253 или 130-е управление инженерных работ.

В начале 1955 года, в безлюдной казахской степи, рядом с богом забытым железнодорожным полустанком Тюратам, высадились первые отряды военных строителей. На объект прибыли 20 военно-строительных батальонов –
12000 человек военнослужащих. Позже число военных и гражданских строителей ещё возросло. Строительные батальоны были специализированы по видам работ, имели свои заводы железобетонных конструкций и домостроительные комбинаты. Спецработы выполняли высококвалифицированные специалисты гражданских строительно-монтажных трестов. Именно им и тысячам других вскоре прибывших сюда «стройбатовцев» предстояло возвести среди окрестных солончаков сверхсекретный объект государственной важности, который всего через два с половиной года навсегда войдёт в историю человечества.
Условия были тяжелейшие. Резко континентальный климат будущего Байконура был чрезвычайно удобным лишь для запуска ракет, но крайне неприятным для людей. Адскую летнюю жару до +40 в тени сменяли сибирские морозы до -40 зимой. При этом работы шли, по сути, в голой степи, где компанию строителям составляли лишь немногочисленные обитатели соседнего железнодорожного полустанка, как будто сошедшие со страниц повестей Чингиза Айтматова, сайгаки да суслики.
Первые строители были вынуждены зимой жить в палатках, позже в землянках, питаться с помощью походных кухонь и пить неочищенную воду Сырдарьи. Конечно, значительную часть военных и инженеров составляли ветераны Великой Отечественной войны, привыкшие ко многому на её фронтах, но и они оказались бессильны перед свирепствовавшими желудочно-кишечными заболеваниями.
Сражаясь со сложными грунтами, климатом и болезнями, военные строители возводили в казахстанской пустыне мечту всего человечества. Всего за два года были проведены основные работы по сооружению первой пусковой площадки, с которой новая «королевская» ракета Р-7 должна была вначале улететь на Камчатку, а затем и в космос. Был вырыт котлован глубиной в 50 метров, перемещён миллион кубометров грунта, уложено свыше 30 тысяч кубометров бетона. К площадке, которой спустя четыре года предстояло стать знаменитым «Гагаринским стартом», подвели автомобильную и железную дороги, рядом на так называемой площадке №2 («двойка») построили монтажно-испытательный корпус.
Параллельно с техническими сооружениями космодрома в нескольких километрах южнее рос жилой городок для будущих ракетчиков. Начавшись с кварталов, застроенных деревянными бараками, впоследствии он застраивался типичными для Советского Союза многоэтажками, вначале кирпичными, а затем панельными. «Десятая площадка», Ташкент-90, посёлок Заря, наконец, город Ленинск выделялись разве что своей сверхсекретностью, отличным снабжением продуктами и промтоварами и неплохой общественной инфраструктурой, призванной скрасить жизнь вдали от Большой земли.
За прошедшие более чем 60 лет на Байконуре успели построить свыше 20 стартовых сооружений, 34 технических комплекса с монтажно-испытательными корпусами, два аэродрома, собственную ТЭЦ, кислородно-азотный завод, 470 километров железных и 1280 километров автомобильных дорог, десятки и сотни объектов инфраструктуры. Этот космодром по-прежнему остаётся крупнейшим космическим центром в мире.
И всё это было создано под пустынными летними суховеями и зимними снежными буранами десятками тысяч людей, в буквальном смысле совершавшими трудовой подвиг во имя прогресса всего человечества, во имя первого шага из земной колыбели, о котором мечтал ещё Константин Циолковский.

Марина Уланова
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост