Перемены неизбежны, или как помочь ребёнку учиться дистанционно
Пандемия коронавируса стала самым серьёзным вызовом, с которым человечество столкнулось в XXI веке. Эту беду уже сравнивали со Второй мировой войной, Великой депрессией, терактом 11 сентября… Как и тогда, мы шокированы, как и тогда, мы с тревогой вглядываемся в будущее и понимаем – перемены неизбежны.
В 2020 году дом стал центром жизни для миллиардов людей, в том числе для россиян, которые начали самоизолироваться в марте. Ограничительные меры в России были мягче, чем в Европе и США. Самый жёсткий период пришёлся на март-май. Но в разных регионах то и дело возвращаются к дистанционной учёбе, закрытию заведений, QR-кодам на вход и другим мерам. Вирус COVID-19 изменил жизнь почти каждого человека в мире. Не стали исключением и российские школьники, которые из-за пандемии вынуждены с периодичностью переходить на дистанционный формат обучения.
За последние пару лет формат дистанционного обучения уже стал для нас привычным, хотя особой популярности это ему не добавило. Всё это время и учителя, и родители интуитивно пытались определить, что в дистанционном обучении работает, а что – нет. Проблем возникло немало, было много недовольств и возмущений по данному поводу. В педагогической и родительской среде не утихают дискуссии по теме. Однако, принять новую реальность и связанные с ней перемены, так или иначе, пришлось всем звеньям образовательной цепи – учителям, школьникам и их родителям.
Во время дистанционного обучения на плечи родителей ложится дополнительная ответственность за успеваемость детей. И родителям в такой ситуации требуется поддержка не меньше, чем детям. Даже профессиональным педагогам сложно обучать дома своих детей, не говоря уже о тех родителях, у которых нет профессиональной подготовки.
Не меньшее внимание нужно детям. Возможно, они не так часто говорят о пандемии, дистанционном обучении или жалуются на социальную дистанцию. Но дети это чувствуют. Родители и учителя должны поддерживать ребят и всегда помнить о том, что от этого зависит успех обучения.
Будучи педагогом по образованию и мамой третьеклассника, я, как и большинство родителей, задалась вопросом, что делать, чтобы недели, проведённые на дистанционном обучении, не прошли впустую и не обернулись серьёзными пробелами в знаниях моего ребёнка. В поисках ответов, как водится, помог Интернет. Как и следовало ожидать, информации по этой теме за последние годы накопилось великое множество. Здесь и статьи по теме, и советы педагогов, и комментарии психологов, и личный опыт родителей. Некоторые советы показались сомнительными, другие и вовсе почти невыполнимыми, многие рекомендации требуют круглосуточного присутствия родителей рядом с ребёнком, что, естественно, не каждый может себе позволить. Однако, кое-что полезное почерпнуть всё же удалось.
Рассмотрим несколько советов, придерживаясь которых родители смогут сохранить интерес детей к учёбе и не дать им расслабиться в период дистанционного обучения.
Один из самых частых советов, единогласно озвучиваемых специалистами, – сохранять спокойствие, как бы банально это не звучало. Фраза «у спокойных родителей – спокойные дети» не лишена смысла и реально работает. Все мы понимаем, что дистанционное обучение невозможно, хотя бы первое время, без участия родителей. Так или иначе, вы будете вовлекаться в процесс, и это нервирует. Но успокойтесь и постарайтесь передать спокойный эмоциональный фон ребёнку, это снизит его тревожность. Ведь он тоже волнуется!
Подготовьте для ребёнка рабочее место. Совет вполне очевидный, тем более, что в каждой семье, вероятнее всего уже и так есть место, предназначенное для учебных занятий и выполнения домашнего задания. Отдельная комната или рабочий уголок, не столь важно. Главное, напоминать ребёнку о необходимости поддерживать вокруг порядок, – это настраивает на рабочий лад.
Позаботьтесь о технической стороне вопроса, чтобы компьютер (планшет, телефон) был в рабочем состоянии, а Интернет не подвёл в ответственный момент. На случай сбоя интернета через wi-fi, выберете тариф на телефоне с безлимитным интернетом, чтобы при необходимости создать точку доступа и не выпасть из процесса. И обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребёнок научился самостоятельно пользоваться всеми необходимыми гаджетами и программами. Уделите время, научите открывать ссылки, заходить в нужные приложения, искать нужную информацию. Научите вовремя заряжать устройства. Это даст ребёнку больше самостоятельности и избавит вас от необходимости бежать к своему чаду сломя голову, чтобы вовремя нажать на нужную кнопку.
Заранее ознакомьтесь с формами обучения, способами выполнения и отправки заданий на проверку. Продумайте вместе с ребёнком алгоритм процесса. Что, каким образом, в какой форме и какой последовательности будет выполнять ребёнок ежедневно. Особенно если вы работаете и ваш школьник вынужден учиться самостоятельно. Ознакомьтесь с образовательной платформой, если таковая присутствует в выбранном формате обучения вашей школы. Это исключит эффект неожиданности и хаоса.
Спланируйте день, составьте для ребёнка расписание занятий. Понятно, что придерживаться примерно такого же распорядка дня, как и во время посещения школы, довольно проблематично, особенно, когда родители не могут проконтролировать это лично. И тем не менее, будет лучше, если у ребёнка будет чётко определённое время для занятий и отдыха. Иначе собраться и приступить к учёбе будет очень сложно. Особенно с учётом огромного количества отвлекающих факторов, присутствующих у каждого из нас дома. Не забудьте о перерывах 5-10 минут между уроками и 30 минут через каждые 2-4 часа занятий. Старайтесь по возможности контролировать процесс хотя бы по телефону, регулярно интересуясь, что уже сделано, а что нет. Иначе соблазн, отложить уроки на последний момент перед возвращением родителей домой будет слишком велик.
Рабочая обстановка. Проконтролируйте, чтобы во время занятий ребёнка ничего не отвлекало. Отключите уведомления в мессенджерах и удалите животных из комнаты. Редко кто из детей удержится от соблазна потискать питомца. Опять же для работающих родителей это непросто. Но можно попытаться заранее поговорить с ребёнком, объяснив, что заниматься нужно в тишине, не отвлекаясь на телевизор и телефон, которые будут доступны позже, после выполнения всех заданий.
Ну и конечно, самое время вспомнить про режим дня. Дистанционное обучение дома создаёт у ребёнка ложную иллюзию «продолжения каникул», когда можно и лечь спать попозже, и поспать до обеда. Однако, учиться в таком режиме весьма и весьма сложно. Полноценный сон очень важен для растущего организма. Мозг во время сна продолжает обрабатывать информацию, полученную во время бодрствования. Также сон помогает справиться со стрессом, не забывайте об этом. Разбудите ребёнка как минимум за час до начала занятий. Он должен успеть умыться и позавтракать, а также подготовиться к урокам. Даже если уроки в режиме он-лайн в вашей школе не проводятся, но выдаются задания для самостоятельного обучения, будет лучше, если ребёнок будет приступать к ним в первой половине дня, а не на ночь глядя.
Обратная связь. Будьте на связи с педагогом, задавайте вопросы учителю, если вам что-то непонятно. И не переживайте, для педагогов школ это тоже новый опыт. Они волнуются не меньше вас. Если учитель сообщает или выставляет оценки за проделанную работу, не забывайте показывать их детям, чтобы они видели результат своего труда. Радуйтесь положительным результатам и вместе обсуждайте ошибки, за которые оценка была снижена. Это поможет поддержать мотивацию и ощущение, что процесс обучения по-прежнему контролируется и оценивается.
И последний, пожалуй, совет. Начните приучать ребёнка к самостоятельности. Это то, что нам в обычном режиме учёбы даётся труднее всего. Огромное количество примеров, когда дети ждут родителей, чтобы начать делать домашнее задание, и наотрез отказываются приступать к урокам самостоятельно. Особенно в начальной школе. Так вот, сейчас самое время поговорить со своим школьником и объяснить, что многое он уже может и сам, ведь если ждать маму, можно и вовсе ничего не успеть. Но если что, родители всегда на связи и готовы ответить на вопрос, подсказать хотя бы по телефону или даже проверить наличие ошибок в задании посредством телефона. Благо технические возможности помогают нам многое делать на расстоянии.
Возможно, не всё из вышеперечисленного удастся реализовать с первого раза. Все советы и рекомендации носят универсальный и весьма условный характер, ведь к каждому ребёнку по-прежнему необходимо искать индивидуальный подход. И то, что идеально подходит одному, совсем не помогает другому. А значит нам с вами придётся пройти этот путь методом проб и ошибок, постепенно выясняя, что именно лучше подходит и помогает именно нашим детям и более или менее вписывается в привычный уклад нашей обычной жизни. Ведь перевернуть весь семейный уклад с ног на голову в угоду свалившемуся на голову «дистанционному счастью» мало, кто готов. В конце концов не менее важно сохранить душевное равновесие, психологический комфорт и адекватную атмосферу в семье, а не подчинить всю жизнь круглосуточной учёбе с элементами нервотрёпки. И это весьма непросто.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется вернуться к самому первому совету. Сохраняйте спокойствие и проявляйте терпение. Никто так не заинтересован в качественном образовании и успехах детей, как родители. А значит от нашего настроя и позитива зависит многое. Не стоит громко возмущаться и обсуждать все ужасы нового формата обучения за семейным ужином в присутствии детей. Ведь если мама с папой в один голос кричат, что это неимоверно сложно и абсолютно неприемлемо, то ожидать от ребёнка позитивного настроя на учёбу не приходится. Важнее сейчас понять и принять сложившиеся обстоятельства и тот факт, что перемены неизбежны, и сопротивление бесполезно. А значит нам всем придётся приспосабливаться к новым реалиям, сохраняя надежду на то, что всё это временно.
Марина УЛАНОВА