Полет птицы Самрук
«…Увидишь ты гору главою до туч,//Там – птицу, чей облик суров и могуч.//Симургом зовут его; полного сил,//Его я с крылатой горой бы сравнил», – так описывается царственная птица Самрук в выдающемся памятнике персидской литературы «Шах-наме». Национальный эпос Фирдоуси описывает историю Ирана от древних времён до VII века. Благодаря глобализации, три века спустя легенда о царе птиц живет в казахской культуре, правопреемнице тюркской мифологии по крови и почве.
Сама легенда гласит следующее.
«Говорят, что растет в бескрайней степи огромный тополь, дерево жизни – Байтерек. Вечная птица Самрук, закрывая небо крыльями, летит к Байтереку, чтобы, укрывшись в величественной кроне, отложить золотое яйцо – солнце, дарующее всему живому свет и тепло, жизнь и надежду.
А внизу, у корней дерева, ждет своего часа голодный дракон Айдахар, жаждущий поглотить яйцо, тем самым сменяя день на ночь, лето на зиму.
Дракон всякий раз пожирает светило. Но птица Самрук снова и снова прилетает к дереву и откладывает яйцо. И нерушимой остается борьба Света и Тьмы, Дня и Ночи, Лета и Зимы, Добра и Зла. Тянущиеся же вверх ветви символизируют разные народы, нации и религии.
Вокруг сказания о Самруке воздвигнут знаменитый «Байтерек» – визитная карточка Нур-Султана. Неудивительно, почему концепцию именно этой легенды взяли на вооружение кураторы историко-краеведческого музея имени Абылай хана.
Тем более, что создание проекта для музея поручили умелым мастерам, приглашенным правительством Республики Казахстан из Южной Кореи. Съёмочная группа подтверждает статус специалистов страны, идущей в авангарде высоких технологий. Уже месяц режиссер фильма Woo Teakbum и главный оператор Moon Jung-Do, совместно с переводчиком Аяном Амангельдиевым, менеджерами Александром Ерещенко и Андреем Третьяковым и водителем Орынбеком Кенесовым работают в режиме нон-стоп.
Единственный в своем роде документальный фильм «Полет птицы Самрук» снимается для специального VR оборудования. VR – сокращение от Virtual Reality, что переводится как «виртуальная реальность». Эта технология позволяет погрузить пользователя в виртуальный мир, который трудно отличить от реальности. Парни снимают видео с помощью современной камеры сверхвысокой четкости, закрепленной на специальном дроне, имитируя полет птицы.
Так можно будет взглянуть на два лица Казахстана. Одно – современное и высокотехнологичное, которое путешественнику продемонстрируют столица страны Нур-Султан и ее главный мегаполис – Алма-Ата. А второе – нетронутое цивилизацией, прекрасное дикой степной красотой и спрятанное от любопытных глаз в национальных парках и предгорьях древнего Тянь-Шаня. Путь проходит по природным достопримечательностям Казахстана. Он сочетает в себе уникальные ансамбли, состоящие из невероятных горных вершин и бирюзовых озер.
Как рассказали создатели фильма, взявшись за такой проект, они не могли оставить за кадром космодром Байконур.
— Он уникален тем, что был и остается первой и крупнейшей в мире площадкой, с которой запускаются космические аппараты. Запуск первого искусственного спутника Земли, полет первого человека в космос и впоследствии других пилотируемых космических кораблей – «Востока», «Союза» и «Восхода», орбитальных станций «Мир» и «Салют» – всё это происходило здесь, на космодроме Байконур, – отметил главный оператор Moon Jung-Do.
Драгоценные крылья
В назначенный день ребята прибыли в Байконур. Коронавирусная пандемия добавила сложностей съемкам. Но все облегчили современные корейские маски N95.
Места для съемок выбраны самые колоритные. Традицию первенства нарушать не стали. Первой ласточкой стал памятник Юрию Гагарину. Микроавтобус съемочной группы с легкостью вместился в дорожный кармашек на проспекте Королева. Высадившись, парни начали творить волшебство. Защелкали замочки на компактных чемоданчиках. Распаковалась аппаратура стоимостью под миллион тенге. Как выяснилось позже – про запас с собой у ребят было целых три комплекта. На всякий пожарный.
Драгоценный дрон установили прямо на асфальте, подальше от размашистых лап карагачей. Зажужжав неуловимыми взгляду пропеллерами, после недолгого пищания, дрон взмыл ввысь. Оператор надел на себя VR шлем, режиссер вооружился консолью управления, подключив ее к телефону. Точно древние баксы, шаманы тюркских народов, оператор с режиссером застыли в трансе, снимая город с высоты птичьего полёта. Картинка должна быть плавной, но при этом завораживающей. Любой обладатель заурядной камеры на телефоне знает: как порой тяжело снять хорошее кадры на ходу. Что уж говорить о съемке в небе под гнетом степного суховея?
Между тем менеджеры, переводчик и водитель продолжили подготовку к съемкам на следующих локациях. По курсу – макет ракеты-носителя «Союз» и сам космодром с его эффектными стартовыми столами.
Съемки на самом космодроме пришлось вести обычной камерой. Не только для того, чтобы уберечь дрон, точно Икара с его крылами, но для соблюдения правил использования дронов.
Тем не менее они остались довольны и впечатлены космодромом.
— Мы очень благодарны за предоставленную возможность посетить комплекс «Байконур». Это невероятный опыт. Думаю, когда мы завершим съемки, я обязательно вернусь и сниму целиком весь комплекс «Байконур», – делится главный оператор Moon Jung-Do.
По словам съемочной группы, окончание съемок намечено на сентябрь. Уникальный документальный фильм можно будет увидеть в историко-краеведческого музее имени Абылай хана уже этой осенью.
Камила ЕРМАХАНОВА
Фото автора