Интервью

Вечная профессия на Земле

Людмила Васильевна Волкова свою педагогическую деятельность начала в 1973 году в городе Барнауле. Окончив Ростовский государственный университет Ордена Трудового Красного Знамени (факультет геолого-географический), с мужем приехала в Байконур в 1979 году, устроилась работать учителем географии в сш №4 (бывшая школа №187), где и работает по сей день.

Вспоминая о начале своей педагогической деятельности, Людмила Васильевна уточняет, что помнит каждое первое сентября.
«Переживала очень, голос дрожит. Захожу в класс, а внутри меня страх. Это, наверное, особенность нашей профессии, когда не знаешь, что будет дальше», – добавляет она.
С самого начала работы в сш №4 ей дали классное руководство.
«Представьте, 40 человек в классе, – уточняет Людмила Васильевна. – Как поднялась по ступенькам в школу, так и работаю по сей день учителем. В сентябре будет 41 год, и 30 лет, как занимаю должность заместителя директора по воспитательной работе».
Согласитесь, большой стаж работы, хотя Людмила Васильевна, оглядываясь назад, честно призналась, что были моменты, когда хотелось все бросить и уйти.
«Особенно такое настроение меня посещало после совещаний, педсоветов, но дальше этой мысли не заходило: то детей было жалко, то выпускной впереди, а потом просто оставила эту затею», – рассказывает Волкова.
Один раз в жизни Людмила Васильевна даже написала заявление на увольнение и отдала директору школы Александре Матвеевне (Артеменко), но она порвала его и сказала, чтобы Волкова такого больше не делала.
«Теперь я даже не представляю свою жизнь без школы», – добавляет Людмила Васильевна.
В свободное от работы время учитель географии любит читать, смотреть все новости и старается быть в курсе событий. Такую практику она прививает и детям. Раньше выписывали много газет и журналов, прочитывали от корки до корки. Также Людмила Васильевна много лет занималась с учениками туризмом.
«У нас была традиция ходить каждый год в майские праздники по Алямскому кольцу (прим. ред. – горный трекинг с посещением городов Востока)», – вспоминает Волкова.
Людмила Васильевна объехала с ребятами пол-Союза. Были и на Карпатах, Кавказе, Урале, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Ульяновске. Сейчас обстановка в стране изменилась, и такие поездки сложно организовать. Но опыт посещения различных городов и возможность перейти по перевалу горных хребтов давали ученикам огромные знания не только в разрезе изучаемого предмета, но и связывали их совместным времяпрепровождением, общением и пониманием своей страны, приобщением к природе и фауне.
«Конечно, такие поездки всегда связаны с риском. Я переживала за детей: не дай бог, кто-то заболеет или сломает ногу, но неудачи нас обходили стороной», –
вспоминает Волкова.
Однажды, спускаясь с перевала, отряд Людмилы Васильевны попал под дождь. Спальники промокли, отжать их от воды не представлялось возможности. И такую тяжесть молодым ребятам пришлось нести на себе, где их ждал автобус.
И до сих пор общаясь с учителем, они благодарят за такой опыт в своей жизни. Вспоминают и рассказывают своим детям о прекрасных школьных буднях, проведенных с пользой.
Затронули мы в разговоре с Людмилой Васильевной и вопросы конкуренции с информационными технологиями. Конечно, в современном мире без них никуда. Но по секрету Волкова сказала, что для многих учеников она до сих пор открывает Америку. Такие слова много стоят.
Возвращаясь к уроку географии, я не могла не поинтересоваться, изменился ли предмет. Отвечая на вопрос, Людмила Васильевна сказала, что книги и карты, по которым раньше обучались, были более информативными и не содержали ошибок. В своей практике учитель до сих пор использует книгу «Физическая география» 1949 года.
С огромной любовью Волкова рассказывает о своем предмете, акцентируя внимание на том, что география не узкий предмет, а связующее звено между биологией, астрономией, физикой, химией, а также русским языком и литературой.
«Есть очень много сказок, песен, стихов, где рассказывается о природе нашего края, написано много картин», – добавляет Людмила Васильевна.
Планируя свой день, учитель географии, а также заместитель директора школы, Волкова уточняет, что в планы приходится вносить корректировки, потому что работа в школе – это бесконечный творческий процесс. Но когда всё получается, она испытывает огромное удовольствие.
Конечно, работая в таком ритме, Людмила Васильевна приходила домой к семье и продолжала работать: писать планы к урокам, готовить внеклассные и школьные мероприятия. Семья учителя всегда была для нее тылом, которая за всю педагогическую деятельность поддерживала ее и помогала. Хотя, оглядываясь назад, Волкова говорит, что не посетила ни одно первое сентября своих детей, а выпускные вечера провела с чужими детьми, но об этом она не сожалеет.
«Своим трудом я показала детям, как надо работать, воспитала на своем примере, каким надо быть специалистом», – добавляет Людмила Васильевна.
Проговорив с Людмилой Васильевной больше часа, я поняла, что учителя – это фанаты своего дела. Они могут с упоением рассказывать о своей работе, а школьную жизнь никогда не отделяют от семейной, потому что школа – это и есть их жизнь, со всеми радостями и печалями, удачами и неудачами.
Заканчивая свой рассказ, Людмила Васильевна пожелала байконурцам в преддверии юбилея города успехов в жизни, здоровья и благополучия, а Байконуру – процветания.

Анна КАДЫШЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост