Город,  Жизнь города,  Интервью

30 лет на страже космических дорог…

Для подавляющего большинства из нас дорога – это небольшой отрезок жизни, процесс перемещения из пункта пребывания в пункт назначения. Но есть люди, для которых дорога стала профессией, местом работы. Это люди, которые изо дня в день следят за безопасностью водителей и пешеходов – сотрудники ГИБДД. Большинство из нас мало знакомы с особенностями этой работы. В глазах многих – человек в форме и с жезлом, стоящий на посту, только и думает о том, как привлечь участников дорожного движения к административной ответственности. На деле же повседневная служба автоинспекторов нередко бывает и трудна, и опасна. Это и риск, и ненормированный график, и отсутствие элементарного комфорта. На посту инспекторы в любую погоду: будь то крепкий и суровый минус или же тропическая жара. Одно остается неизменным – инспекторы дорожной службы всегда стоят на страже безопасности движения на дорогах.
У каждого сотрудника историй о том, с чем приходилось сталкиваться по долгу службы, хватит не на одну книгу. Об особенностях нелёгкой профессии мы решили спросить у старшего инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД России на комплексе «Байконур» капитана полиции Ахылбека Молдахметовича Жанжигитова.
Ахылбеку Молдахметовичу в этом году исполняется 51 год и 30 из них он посвятил работе в госавтоинспекции Байконура. За многолетнюю историю его профессиональной деятельности менялся и коллектив, и сама система внутренних дел. Неизменной осталась лишь главная цель службы – следить за безопасностью на дорогах.
Капитан полиции Жанжигитов имеет 38 поощрений за добросовестное исполнение служебных обязанностей, высокую исполнительскую дисциплину, профессионализм при выполнении поставленных задач, не считая многочисленных грамот и благодарственных писем. И несмотря ни на какие сложности, менять профессию не планирует.
— Ахылбек Молдахметович, расскажите, как вы попали на службу в Органы внутренних дел?
— В милицию я решил пойти сразу после срочной службы в армии – подал документы и меня приняли. Это был 1991 год, ситуация в стране, как все помнят, была сложная и очень нестабильная, а в милиции в то время была хоть какая-то стабильность и перспективы. Кроме того, мой сводный брат по отцу тоже служил в милиции – в ГАИ, и был для меня хорошим примером.
— Вы работаете в одном подразделении более 30 лет. Неужели никогда не возникало желание сменить род деятельности или перейти на службу в другое подразделение?
— Вы знаете, нет – не возникало. Привык я уже к своей службе, менять образ жизни никогда не хотелось. Привычно, налажено всё. Работа, с одной стороны, тяжёлая, но и интересная тоже. Есть свои сложности, безусловно. Например, чисто физически работа довольно тяжёлая: инспектор на улице на ногах в любую погоду и в любое время дня и ночи. Но со временем к этому привыкаешь и учишься справляться с какими-то неудобствами. Пару раз промелькнула мысль о более комфортной кабинетной работе, но в моём случае привычка оказалась сильнее.
— За 30 лет многое произошло и в стране, и Вашей работе. Если сравнить службу тогда и сейчас: что-то изменилось за эти годы? Как изменилось отношение граждан к людям в погонах?
— Трудности были всегда. Но сейчас условия стали лучше: и техника новая, и обеспечение хорошее. В этом смысле стало легче работать. А вот отношение в обществе к автоинспекторам всегда было неоднозначным. Со временем оно меняется. Когда только начинал службу, образ инспектора ГИБДД у водителей вызывал нейтральные или позитивные эмоции. Позже возник некоторый негатив. Отношение часто зависит от возраста – люди старшего поколения настроены к автоинспекторам гораздо дружелюбней, чем молодёжь. У нового поколения и взгляды новые, с ними сложнее работать.
— А Вам никогда не было обидно за негативное отношение к людям Вашей профессии?
— Негативное отношение, конечно, есть и с ним приходится мириться. Просто сейчас жизнь стала сложнее, многое произошло только за последний год. Люди иногда просто от безысходности ищут виноватых, и мы как представители власти получаем долю негатива. Но это, слава Богу, не так часто бывает. А когда что-то случается серьёзное, люди нас зовут на помощь в первую очередь. Это главное.
— Что самое сложное в Вашей работе?
— Самое сложное, наверное, общение с людьми. К каждому нужно найти свой подход, общий язык. Иногда сложно бывает донести до человека нужную информацию, разъяснить что-то, убедить в неправомерности каких-то его действий. Человек в форме должен быть очень проницательным. Иначе как разобраться – кто зачинщик дорожного конфликта. Или какому автомобилю нужна более тщательная проверка.
— Мы с Вами живём в очень необычном месте – в «космической гавани». Байконур – это два государства с разным законодательством, разные менталитеты и много чего ещё. Скажите, служба на космодроме отличается от работы госавтоинспектора в обычном городе?
-Раньше, конечно, отличалась. Были свои юридические тонкости и сложности. Сейчас всё уже пришло в норму, достигнуты все необходимые юридические договорённости, приняты межправительственные акты и соглашения. По ним и работаем. В остальном работа ничем не отличается от службы в любом российском городе. Из специфических обязанностей, пожалуй, только обеспечение дорожной безопасности при проведении пусковых мероприятий.
— Всем известно, что помимо штатных ситуаций, в работе автоинспекторов немало неожиданностей. Наверняка за время 30-летней службы случались нестандартные ситуации. Расскажите, что запомнилось больше всего?
— В 90-х годах случалось всякое. Небольшое здание ГАИ находилось в посёлке Акае, за пределами закрытого городка Ленинска. В городе было много военнослужащих, и мы работали в тесном контакте с гарнизоном военной автоинспекции. Начальником в то время был Гордеев Николай Андреевич.
Обстановка была сложная, происходил развал в Союзе. Техника старая, одни «УАЗики», на которых мы в сопровождении встречали премьер-министра Казахстана и министра иностранных дел Андрея Владимировича Козырева.
В феврале 1992 года произошли массовые беспорядки с военными срочной службы. Их не пускали в город. Нам приходилось нести службу на КПП – защищать жителей города.
А ещё, помню, как-то дежурили на проспекте Королёва-Абая, так называемый наш «пятачок». Услышали звук разбитого стекла в комиссионном магазине. Подойдя ближе, увидели мужчину возле разбитого стекла, который совершал кражу. Услышав нас, он взял гири от бытовых весов и кидал в нашу сторону. Так как я на тот момент ещё не прошёл первоначальную подготовку, средств защиты и оружия у меня не было. Я взял рядом стоящее кресло и, прикрывшись им, мы с напарником стали приближаться к преступнику и обезвредили его. Решением начальника УВД мы были награждены часами и радиоприёмником. Это была лучшая награда.
А ещё был интересный случай, на платной стоянке, когда задержали машину, составляли протокол задержания, услышали шум за воротами. Я посмотрел в отверстие в заборе и увидел, как молодой человек вылезает из люка и что-то тянет за собой. Мы стали наблюдать, как он запрыгнул в один колодец, вылез, побежал ко второму колодцу. Мы потихоньку подошли к нему, он пытался от нас скрыться, но мы его быстро задержали. Вызвали оперативную группу, оказалось парень успел вытащить порядка 70 метров кабеля, который принадлежал БСИ. Так что иногда приходится пресекать преступления и правонарушения не только на дорогах.
— А бывали случаи, когда приходилось участвовать в настоящих погонях?
— Конечно. И погони тоже бывают. В основном приходится так задерживать нетрезвых водителей, которые отказываются остановиться по требованию и пытаются скрыться и избежать наказания.
Один случай помню забавный. Была зима, гололёд сильный, я на «УАЗике» тогда дежурил. Задерживаем «Москвич», водитель нетрезвый. Дорога была очень скользкая, рисковать не хотелось. И так получилось, что после длительного преследования мы его загнали в тупик. Водитель попытался убежать, и в этот момент я открыл дверь машины, он наткнулся на эту дверь и упал. Вот так мы его и задержали.
— В СМИ часто встречаются истории, когда от быстроты реакции и оперативности действий полицейских зависят жизнь и здоровье людей. Скажите, а Вам приходилось спасать жизни?
-Однажды при объезде маршрута, я проезжал мимо дома №8 по улице Сейфулина и увидел горящий кондиционер на четвёртом этаже. Я сообщил в Дежурную часть, а сам примерно вычислил номер квартиры и проследовал в подъезд. Подошёл к этой квартире и вижу, что изо всех щелей вокруг двери идёт дым. Попытался стучать, мне никто не ответил. Пришлось выбить дверь, не дожидаясь МЧС. В квартире была пелена дыма, дышать невозможно, а внизу над самым полом воздух. Я по низу прополз в комнату, увидел двух спящих мужчин в нетрезвом состоянии. Привёл их в чувства, и мы успели их вытащить, пока они не угорели.
— За время службы у Вас накопилось немало поощрений и наград. А какая из них самая ценная для Вас?
— Самая ценная и любимая для меня – это знак «Отличник МВД», ещё с советской символикой, успел получить в 1994 году за события 1992 года.
— Что бы вы хотели пожелать или посоветовать молодым сотрудникам, которые только начинают свой путь на службе в ГИБДД?
— В первую очередь хочу пожелать молодым коллегам терпения, сдержанности, принципиальности побольше. Это самое главное при общении с людьми и в нашей работе. Умение держать себя в руках в любой ситуации и спокойно находить нужные слова и решения –
это залог успеха в нашей службе. Так что, никогда не поддавайтесь на провокации, будьте мудрее и сдержаннее.
— Ахылбек Молдахметович, так совпало, что 15 июля, накануне выхода в свет этого интервью, Вы отмечаете свой 51-й день рождения. От лица коллектива редакции газеты «Байконур» позвольте от всей души Вас поздравить и пожелать крепкого здоровья, спокойной службы, семейного тепла и благополучия, а главное – побольше на Вашем пути дисциплинированных водителей, ответственных пешеходов и просто хороших людей!

Марина УЛАНОВА
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост