Анатолий Корешков: «Байконур – это моя муза»
В дни празднования 60-летия запуска 1 ИСЗ в Байконур
приехал известный поэт Анатолий Корешков. Он служил
на космодроме с 1955 по 1977 годы, участник запуска 1 ИСЗ, Ю.Гагарина, лунной программы, проекта «Союз-Аполлон».
Ему уже 86 лет, но он по-прежнему полон сил. Проживает
в г.Владимире, издаёт стихи. В 1998 году принят в Союз писателей России. Во время экскурсии в городском музее истории космодрома легендарный поэт дал эксклюзивное интервью корреспонденту газеты «Байконур».
— Анатолий Анатольевич, у вас в стихотворении «К Байконуру» есть такие строчки: «А где-то теплится надежда://В твои края ещё вернусь». Вы часто возвращаетесь в Байконур, часто здесь бываете?
— Часто – может быть, не то слово, но многие могут позавидовать. Девятый раз я приехал в Байконур с 1990 года. Первый раз после отъезда приехал на День памяти погибших ракетчиков, написал и прочитал стихотворение на мемориале.
— Заметили, как менялся город за это время?
— Конечно. Первые годы было ещё нормально, а потом стало страшновато за будущее Байконура. Но сейчас всё позади. Город живёт.
— У вас есть такая строчка «Отзовитесь, друзья-ветераны». Кто ещё отзывается, с кем вы продолжаете общаться?
— В Байконуре из сослуживцев уже не с кем. Знаю только Виктора Николаевича Кулепётова, но я с ним недавно познакомился в одной из поездок. Кое с кем общаюсь по Интернету, но друзей осталось мало. Общаюсь с Александром Захаровым, с которым в академии учились, на космодроме вместе служили. Послал ему в Москву свою книгу. Дружил с Александром Чиваркиным, Александром Богачёвым из города Королёва, но в прошлом году их не стало… Уходят друзья-ветераны…
— Вы писали про Байконур, что это «край космических поэтов». Кого-нибудь из современных байконурских поэтов знаете?
— Нынешних поэтов не знаю. Из моих ровесников знал Владимира Порошкова. Кстати, мой соратник поэт Олег Кузьмин тоже сюда приехал. Мы вместе с ним работали на радиосистеме. Читал стихи Ивана Мирошникова, но лично не знал.
— С кем из известных людей вы были знакомы?
— Виделся со всеми, кто был на космодроме. Королёв, Гагарин, все космонавты того времени. Я лично участвовал в запуске космонавтов, контролировал систему аварийного спасения. Дослужился до начальника лаборатории радиосистем в первом управлении. Участвовал во всех этапах освоения Луны, запускал луноходы.
— Расскажите, пожалуйста, какой-нибудь интересный случай из вашей службы на космодроме.
— Их было так много… Интересный случай был, когда привезли первых космонавтов, и Королёв начал их знакомить с кораблём. Предложил им зайти в корабль, осмотреться. Космонавты начали подниматься один за другим. Залезет в корабль, посмотрит внутри, спустится. Когда Юрий Гагарин пошёл к лестнице, он расшнуровал и снял ботинки и только потом зашёл внутрь отсека. Из уважения к кораблю. И Королёв на это обратил внимание и наверняка учёл, когда выбирал первого космонавта.
— День запуска первого спутника помните?
— А как же. Я готовил систему радиоуправления ракеты, участвовал в запуске. Во время старта был в бункере.
— Какие эмоции были, помните?
— Особых эмоций не было. Работа тяжёлая была, хотелось домой скорей уехать. Как-то даже не оценили масштаба подвига. Это уже утром, когда проснулись, услышали радио, узнали реакцию на Западе, только тогда осознали масштаб содеянного.
— Какую-то награду вам дали за запуск первого спутника?
— Нет. За запуск Гагарина и то через полвека дали премию.
— Сейчас вы часто стихи пишете?
— Не так часто. Но вот гимн Байконуру написал, читал его на митинге в сквере Королёва. Ещё есть кое-что, но немного.
— Сборники стихов издаёте?
— В прошлом вышел сборник избранных стихов «В краю тюльпанов и ракет». Эту книжку я подарил городской библиотеке Байконура.
— Какие ваши чувства к Байконуру?
— Я свои чувства выразил в стихах. Байконур –
это моя муза, источник вдохновения.
Вячеслав ЕГОРОВ
Фото автора