«Союз МС-24»: хроника подготовки годовой экспедиции «Антареса»
В |
пятницу вечером, 15 сентября, уже после выхода в свет номера газеты, с космодрома Байконур в 20:44:35 стартует на МКС корабль «Союз МС-24». Накануне запуска экипаж провёл ряд традиционных мероприятий, одно из которых – открытая тренировка для СМИ – состоялось пятничным утром 8 сентября.
«День прессы» для журналистов – это всегда уникальная возможность увидеть и сфотографировать космонавтов и астронавтов для того, чтобы приоткрыть завесу тайны читателям газеты. Как проходит процесс подготовки экипажей МКС-70/71 в испытательном учебно-тренировочном комплексе ЦПК имени Ю.А. Гагарина, узнал наш корреспондент.
8 сентября на площадке 17 журналистов встретил ведущий врач-эпидемиолог ЦПК Сергей Савин. Сергей Николаевич, как всегда, в приподнятом настроении шутил с представителями средств массовой информации, обежал взором знакомые лица: «Практически все мне знакомы, но есть и новенькие. Провожу инструктаж для вас, остальные были здесь уже не по одному разу. Опытные». С.Савин подробно объяснил правила нахождения в центре подготовки, подчеркнул, что расстояние до экипажей не менее двух метров, так как мы находимся в зоне обсервации (строгого санитарного режима).
Опасные игры
В этот раз тренировка для прессы началась не совсем традиционно: «Идём на баскетбол», – командует Савин. Немного удивившись, команда корреспондентов, операторов и фотографов двинулась на корт. Делаю пару кадров для настройки фотоаппарата, настраиваю значение диафрагмы, как коллега меня одёргивает: «Идут, красавцы. Двигаемся, нам надо разместиться вдоль этой сетки. По солнцу посмотрим, что получится».
«Всем доброе утро. Как настроение?» –
интересуется командир «Союза» Олег Кононенко. Ему в ответ звучит дружное: «Рабочее!». Экипажи легко установили контакт с прессой и буквально покорили своим обаянием.
На поле вышел основной экипаж в составе Олега Кононенко, Николая Чуба и Лорал О’Хары. Первому, кому удаётся забить мяч в кольцо, оказывается бортинженер «Союза» Н.Чуб. В разгар игры доктор даёт команду сворачиваться. Игроки сделали вид, что не расслышали команду. Лорал О’Хара повернулась к инструкторам ЦПК, пожмурилась от яркого солнца и улыбнулась. По её эмоциям было понятно, нам нужно ещё немного времени. Баскетболистам дали время забить ещё два мяча, но затем прозвучала строгое: завершаем! Определить победителя не дали: позвали на следующую тренировку. Кононенко, Чуб и О’Хара послушно направились к выходу. «Сергей Николаевич нам не даёт играть в опасные игры. Только шашки и шахматы», – шутит командир МКС-70/71, проходя мимо прессы.
Тем временем дублёры Алексей Овчинин и Трейси Колдвелл-Дайсон разыгрывали настоящие баталии на чёрно-белых полях. Хоть Трейси и скромничала, что не умеет играть, но пару ходов, и Алексею пришлось несладко. Затем космонавт и астронавт традиционно сыграли на бильярде и в настольный теннис. По ним было видно, они игроки мастеровые, но играли они расслабленно для хороших кадров.
Всё по-настоящему, разве что без невесомости
Щёлканье затворов камер и еле слышные переговоры коллег – мы в конференц-зале. Вполголоса члены дублирующего экипажа А.Овчинин и Т.Колдвелл-Дайсон вместе с инструкторами прорабатывали алгоритм действий при возникновении нештатных ситуации. Трейси берёт в руки журнал в красной обложке и внимательно изучает информацию. Между ней и инструктором завязывается диалог, они что-то активно обсуждают. «Будем действовать по инструкции, Трейси», –
уверенным голосом вступает в беседу Овчинин. Астронавт, посмотрев на него, одобрительно кивнула головой. Наблюдая за их работой, складывалось впечатление, что члены экипажа настолько сработались, что понимают друг друга с полуслова.
В «аквариуме» троица основного экипажа проходила один из основных элементов практической подготовки к полёту –
отработку навыков ручного управления транспортным пилотируемым кораблём (ТПК). С помощью джойстиков они тренировали на экране ноутбуков ручное причаливание и перестыковку ТПК «Союз МС».
Где Трейси?
После умственной нагрузки на занятиях в залах для работы с бортовой документацией и тренировки причаливания «Союза» к МКС Олег Кононенко и Николай Чуб пошли на тренировку вестибулярного аппарата на кресле и ортостолах. Лорал О’Хара запрыгнула на кресло ускорения Кориолиса словно это обычное дело. Ощущение было, что она могла крутиться до бесконечности. Вот это самообладание!
Пока командир корабля и бортинженер тренировали ортостатическую устойчивость, инструкторы заметили, что на тренировке присутствуют не все: «Где Трейси?». Как выяснилось позже, дублёры решили уклониться от тяжкой «повинности», прогуляв её.
Космические садоводы
На прогулке в парке экипажи предстали в полном составе. Первым делом делегация отправилась совершить обязательный ритуал, заложенный первым космонавтом Земли Ю.А. Гагариным: высадка именных деревьев на Аллее космонавтов.
По команде С.Савина основной экипаж приступил к посадке деревьев имени Николая Чуба и Лорал О’Хары, впервые летящих с космодрома Байконур. Кононенко, на правах бывалого, давал советы и помогал правильно установить саженец в лунку вертикально как ракету.
Затем побывавшие уже в космическом полёте члены экспедиции отправились проведать свои деревья, чтобы их полить и сфотографироваться. Как отметили коллеги, тополя Кононенко и Овчинина вымахали на несколько метров. И теперь, чтобы их сфотографировать, рядом с ними приходилось покреативить не только нам, но и герою в кадре.
«Фотографы, но вы хоть подскажите в какую позу мне встать», – хотя и без нашей помощи Олег Дмитриевич быстро придумывал, как ему позировать. Облокотившись спиной на ствол дерева, скрестив руки на груди, космонавт устремил взор в синее байконурское небо. «Ну что, есть кадр? Прекрасно!» – резюмирует Кононенко.
На пресс-подходе О.Кононенко поделился мне о предстоящих научных экспериментах: «У нас планируется семь новых экспериментов. Практически половина из них это те, которые мы будем проводить во внекорабельной деятельности, то есть будем выносить и устанавливать научное оборудование в космосе». Также Олег Дмитриевич отметил, что продолжаются и совместные эксперименты с коллегами из других стран. «Порядка пяти-шести экспериментов мы будем выполнять на американской стороне. Это американский и японский эксперименты».
По плану им предстоит провести более 60 научных экспериментов, многие из которых являются этапами подготовки для полётов в дальний космос. Среди них есть интересные, как изучение влияния многонационального экипажа на межличностные и межгрупповые взаимоотношения. Или исследование надёжности профессиональной деятельности человека при длительном космическом полёте. Во время выходов в открытый космос проведут осмотр МКС и исследование процессов коррозии внешней обшивки.
На этом общение с прессой было завершено.
Напомним, на Международную космическую станцию впервые отправятся россиянин Николай Чуб и американский астронавт Лорал О’Хара, которая должна вернуться на землю в марте следующего года.
Для командира корабля Олега Кононенко предстоящий полёт станет пятым по счёту. Олег уже провёл на орбите 736 суток, 18 часов и 43 минуты. Больше всех в мире из действующих космонавтов и астронавтов, а также 32 часа и 13 минут в открытом космосе.
В результате он установит мировой рекорд и станет первым человеком, который проведёт в космосе более 1000 суток.
Ксения ГОДУНОВА