Космодром

КОСМОС: итоги 2016 года и планы на 2017 год

Традиционно в конце года подводятся итоги «космического года» и публикуются ближайшие планы по пускам ракет.

Всего с космодромов мира в 2016 году стартовали 84 космические ракеты. Для всех ведущих мировых космических держав главными задачами оставались поддержание действующих группировок спутников связи, дистанционного зондирования Земли и навигации, а также выполнение пилотируемых полётов. Около двух третей пусков в мире было проведено для восполнения и развития этих систем.

Россия впервые за свою новейшую историю уступила первенство по числу пусков, пропустив вперёд США и Китай. США произвели 22 пуска, Китай – 21, с российских космодромов за год стартовали 17 космических ракет (из них с космодрома Байконур выполнены 11 пусков). На каждую из стран «большой космической тройки» пришлось по одной аварии. Правда, США потеряли ещё одну ракету и спутник на Земле: во время заправки взорвалась ракета «Фэлкон-9» с израильским спутником АМОС.

Два государства занимают «промежуточное положение» по числу пусков: с европейского космодрома Куру проведены 11 пусков европейских ракет (в том числе две ракеты «Союз»), а Индия выполнила 7 пусков. Замыкающие список «космического клуба»: Япония провела 4 пуска, а Северная Корея и Израиль – по 1.

Число российских запусков в интересах пополнения национальной группировки оказалось меньше среднегодовых показателей, но незначительно, и существенное сокращение числа пусков с российских космодромов объясняется, прежде всего, уменьшением коммерческой нагрузки. Главным достижением для российской космонавтики в 2016 году стал долгожданный ввод в строй космодрома Восточный, откуда 28 апреля стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Волга» и спутниками «Ломоносов», «Аист-2Д» и «СамСат». Россия по-прежнему остаётся единственным государством, способным доставить космонавтов на МКС, и пилотируемой программе в течение года уделялось приоритетное внимание. Ещё одним важным достижением стало российское участие в программе «ЭкзоМарс»: ракета «Протон» успешно вывела межпланетную станцию на траекторию полёта к Марсу, а российские приборы успешно работают на борту «ЭкзоМарса». К числу несомненных успехов относится и начало реальной работы системы ретрансляции «Луч», состоящей из трёх космических аппаратов, находящихся на геостационарной орбите. Теперь российский сегмент МКС и наши космические аппараты имеют возможность обмениваться информацией с ЦУПом практически непрерывно, а не только во время пролёта над территорией России.

fthf

В 2017 году можно ожидать увеличения пусков с российских космодромов по сравнению с 2016 годом; общее число пусков должно будет превысить два десятка, в том числе около полутора десятков с Байконура, и по их числу Россия вновь приблизится к средней статистике за последние годы. Наиболее определённой является программа поддержки к МКС. Запуски пилотируемых кораблей запланированы на 27 марта, 29 мая, 12 сентября и 26 октября. Причём 27 марта и 12 сентября к МКС будет стартовать экипаж из двух человек – российского космонавта и американского астронавта. Россия решила сократить свой экипаж на МКС с трёх до двух человек, и, соответственно, уменьшилось число стартующих космонавтов.

Грузовые «Прогрессы» должны стартовать 2 февраля, 14 июня и 12 октября. Ещё один пуск ракеты «Союз» с Байконура намечается со спутником дистанционного зондирования Земли «Канопус-В-ИК». Программа коммерческих пусков «Протонов» предусматривает выведение на орбиту телекоммуникационных спутников EchoStar 21, Hispasat 30W и AsiaSat 9. Можно также рассчитывать на один-два пуска «Протонов» со спутниками Минобороны России. На середину года намечен коммерческий пуск ракеты «Зенит» с ангольским спутником связи AngoSat, но пока остаются сомнения, что для этого пуска успеют изготовить новый переходной блок.

США продолжали развивать свою орбитальную группировку, остающуюся крупнейшей в мире. В течение года шла отработка посадки первой ступени ракеты «Фэлкон-9»,
и в следующем году планируется, что первые «возвращённые» ступени отправятся в повторный полёт. Второй важной задачей, над которой американские конструкторы и инженеры бились весь год, стало выведение на лётные испытания пилотируемых кораблей. Успешно отработав грузовые корабли, США смогли отказаться от российских услуг по доставке грузов на МКС и теперь рассчитывают в течение 2017 года провести испытания собственных пилотируемых кораблей, чтобы с начала 2019 года полностью перейти на доставку астронавтов на МКС собственными средствами. Пока не очень ясно, насколько быстро американцы смогут справиться с этой задачей: проблем при проведении испытаний пилотируемых кораблей возникло уже немало, сроки реальных полётов постоянно сдвигаются, и излишний оптимизм может только навредить. В американском космическом агентстве рассчитывают, что из трёх конкурирующих проектов пилотируемых кораблей хотя бы один будет к концу 2017 года сертифицирован для пилотируемых полётов.
Существенно нарастил своё присутствие в космосе Китай, успешно развивающий все направления космических исследований. В середине 2016 года китайцы ввели в эксплуатацию четвёртый космодром – «Вэньчан», с которого 24 июня 2016 года был проведён пуск тяжёлой ракеты-носителя «Чанчжэн-5», способной доставлять на орбиту грузы массой до 25 тонн. Эту ракету планируется использовать для доставки на орбиту блоков китайской пилотируемой космической станции и осуществления лунных миссий. Успешными оказались запуск китайской орбитальной станции «Тяньгун-2» и почти месячное пребывание на ней двух китайских космонавтов. В ближайшем будущем, помимо продолжения прикладных программ, Китай расширит запуски по пилотируемой программе в интересах изучения «дальнего космоса».

Для объединённой Европы космический год начинался со знакового запуска межпланетной станции «ЭкзоМарс» на российском «Протоне». Сейчас станция успешно работает в окрестностях Марса. И хотя выполнить посадку спускаемого аппарата на Марс не удалось, реализация такой сложной программы позволила европейцам сделать очередной «прыжок» в развитии своей космической техники. На мажорной ноте европейцы завершают год в космической сфере: декабрь ознаменовался официальным запуском в работу европейской глобальной навигационной системы «Галилео». Эта система развёртывалась пусками ракет «Союз» с космодромов Байконур и Куру и на конец декабря насчитывает 11 действующих и 4 вводимых в эксплуатацию спутников. Пока «Галилео» не может конкурировать ни с американской «ДжиПиЭс», ни с российской «Глонасс», ни с китайской «БэйДоу», но в течение двух лет европейцы рассчитывают довести свою навигационную систему до полной конфигурации. Для этого будут проводиться пуски тяжёлой ракеты «Ариан-6», которая может выводить на орбиту сразу 4 спутника. Первый пуск уже состоялся в ноябре, в 2017 и 2018 годах намечено также по одному пуску.

Индия успешно «застолбила» за собой значительную часть рынка дистанционного зондирования Земли и ежегодно пополняет и развивает эту свою группировку. Небольшой космический бюджет не позволяет индусам быстро развивать другие направления космических исследований, но индийские конструкторы и ракетчики смогли создать и успешно запустить первые межпланетные станции, ведутся работы по пилотируемой программе.

Для Японии в ближайший год будет крайне важным продолжение исследований на МКС, где они имеют мощный модуль и проводят большое число прикладных исследований. В 2017 году японцы также готовят запуски своих спутников дистанционного зондирования Земли и связи.

Израиль, Иран и обе Кореи продолжают разработки собственной космической техники, но их вклад в «общую копилку» ещё долгое время будет незначительным и зависящим от многих факторов.

Олег ТВЕРСКОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост