IMG_1209

МКС: полёт по плану

Расчёты госкорпорации «Роскосмос» продолжают интенсивные работы по выполнению программы эксплуатации Международной космической станции.

Значительный вклад в обеспечение функционирования МКС вносят испытатели измерительного комплекса космодрома. Последние две недели орбита станции пролегает над Байконуром, и расчёты Центра испытаний и применения измерительных средств Космического центра «Южный» ведут приём телеметрической информации с борта международной станции.

В монтажно-испытательном корпусе площадки 254 космодрома специалисты РКК «Энергия» имени С.П. Королёва и КЦ «Южный» готовят к запуску транспортный пилотируемый корабль «Союз МС». В начале недели проводилась «качка» корабля – проверка его системы управления и системы ориентации и их взаимодействия.

Для проведения «качки» стенд, в котором находится корабль, раздвигают, и «Союз» наклоняют в разные стороны. По реакции системы управления, которая должна дать команду на выравнивание корабля, и срабатыванию двигателей ориентации проверяется работоспособность систем «Союз».

В конце недели пилотируемый корабль должен поступить в вакуум-камеру, где его проверят на герметичность. Предполагается, что проверки корабля в барокамере займут несколько суток, после чего «Союз МС» вернут в стенд для продолжения подготовки к пуску.

В Звёздном городке к старту на МКС на первом корабле серии «Союз МС» готовится экипаж из россиянина Анатолия Иванишина, японца Такуя Ониши и американки Кэтлин Рубинс. Их дублируют россиянин Олег Новицкий, француз Тома Песке и американка Пегги Уитсон.

Экипажи успешно преодолели проверки в тренажёре, совместившем в себе аппаратуру управления кораблём «Союз» и центрифугу, – они выполняли управление кораблём во вращающейся центрифуге, что создавало перегрузку, и тем самым имитировался спуск в атмосфере.

В конце мая у основного и дублирующего экипажей пройдут комплексные экзаменационные тренировки.

Между тем, во вторник, 16 мая, станция отметила своеобразный юбилей: с момента запуска она совершила сто тысяч витков вокруг Земли. Самый амбициозный космический проект сейчас имеет массу более 400 тонн; станция состоит из 15 основных модулей, а «крыльями» своих солнечных батарей накрывает футбольное поле.

С 2000 года станция стала постоянно обитаема. За это время на её борту работали более двух сотен космонавтов и астронавтов, а число экспедиций, побывавших на станции, приближается к полусотне.

«Союзы», стартующие из Байконура четыре раза в год, обеспечивают постоянное присутствие на станции экипажа из шести человек и замену космонавтов и астронавтов.

Каждый желающий может наблюдать пролёт МКС – в тёмном небе станция выглядит как самая яркая звезда, уверенно скользящая между созвездиями. Станция отработала на орбите почти 18 лет, и за это время исследования, проводимые на её борту, не переставали преподносить сенсации: возможность длительного изучения человеческого организма, исследования животных и растений в условиях невесомости позволили существенно продвинуться в изучении многих загадок функционирования живых организмов.

Многие эксперименты дают материал, который показывает, насколько сложно устроена живая материя, и заставляет задуматься над методиками повышения её «живучести». Так, ещё в 2011 году на шаттле «Атлантис» совершили двухнедельный полёт мыши. После полной обработки научных данных выяснилось, что мыши вернулись из космоса с повреждённой печенью: сравнение с контрольной группой показало, что в печени мышей, летавших в космос, загадочным образом активировались вредоносные клетки. Эти клетки начали менять структуру тканей печени, внося изменения, которые способны привести к появлению внутренних шрамов и других повреждений, способных вызвать необратимые негативные изменения в работе органа. Кроме того, жизнь в космосе ускорила накопление жира в печени и снижение концентрации витамина «А», а также негативно повлияла на работу ферментов, связанных с расщеплением жиров. Часть мышей в результате этого стала страдать от неалкогольной жировой болезни печени, приводящей в конечном итоге к развитию цирроза или диабета второго типа. Давно было известно, что астронавты и космонавты часто возвращались на Землю с симптомами, похожими на диабет, но эти симптомы обычно быстро проходили. Теперь космическая медицина должна взглянуть на проблемы работы печени в космосе под новым углом и разработать методики, как обеспечить сохранение здоровья космонавтам в длительном полёте.

На ближайший год экипажи «расписаны», а в начале мая российско-американская комиссия утвердила экипажи, которым предстоит стартовать к МКС во второй половине 2017 года.

Россия продолжает активно разрабатывать новые ракеты-носители и средства доставки экипажей в космос. Предполагается, что в течение двух лет на смену ракете-носителю «Союз-ФГ», которую сейчас выводят в космос пилотируемые корабли, придёт ракета-носитель «Союз-2». Одновременно идёт модернизация пилотируемых и грузовых кораблей. Стартующий 24 июня пилотируемый корабль «Союз МС» является первым кораблём новой серии – «МС» (модернизированные системы).

Помимо пилотируемых и грузовых кораблей, Россия продолжает строительство новых модулей для российского сегмента МКС. В соответствии с программой дальнейшего развития российского сегмента предусматривается в конце 2017 года выполнить пуск с Байконура ракеты-носителя «Протон-М», которая выведет на орбиту МЛМ – многоцелевой лабораторный модуль. Этот модуль, пристыковавшись к МКС, существенно расширит возможности российских научных организаций по проведению экспериментов в космосе. В 2018 году российский сегмент должен будет пополниться лёгким универсальным модулем, создаваемым на базе грузового корабля «Прогресс» и выводимого на орбиту ракетой «Союз-2.1б». В планах на 2019 год – запуск «Протона» к международной станции НЭМ (научно-энергетического модуля).

Какова дальнейшая судьба МКС? На сегодняшний день планируемая продолжительность эксплуатации МКС определена до 2024 года. Нет сомнений, что станция сможет эффективно работать в космосе до этого срока. Дальнейшие планы по МКС можно будет строить ближе к концу десятилетия, когда у стран-участниц начнётся реализация проектов по новым пилотируемым программам. Есть все основания полагать, что и после 2024 года станция ещё некоторое время будет эксплуатироваться в пилотируемом режиме – многоцелевой космический исследовательский комплекс, каким является международная станция – уникальный и дорогостоящий проект, и в общих интересах выжать из него всё, что удастся.

Олег УРУСОВ

Похожие статьи

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.