Первая космическая страница Байконура
Ровно 60 лет назад, 4 октября 1957 года, с научно-исследовательского полигона Министерства обороны (Тюра-Там) на орбиту Земли был запущен первый в мире искусственный спутник. Этот день вошёл в историю как начало освоения человеком космического пространства.
И сколько бы ни прошло лет, каких бы побед в освоении космического пространства ни достигло человечество, первая космическая страница будет по праву принадлежать первым испытателям космодрома Байконур, воплотившим в жизнь идеи давнюю мечту людей планеты.
На стартовой площадке №1 установлен памятник первому спутнику Земли, запущенному на орбиту первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой.
На пьедестале – серебристый шарик, раскинувший длинные «усы» антенн. На мраморной плите лаконичная надпись «Здесь гением советского человека начался дерзновенный штурм космоса. 1957 г.».
В летопись космической эры навсегда вошли имена главного конструктора ракетно-космических систем С.П. Королёва, главного теоретика М.В. Келдыша, главных конструкторов ракетных систем М.К. Тихонравова, А.Ф. Богомолова, М.С. Рязанского, Н.А. Пилюгина, В.П. Глушко, В.П. Бармина, В.И. Кузнецова, ведущих специалистов-ракетчиков В.П. Мишина, Л.А. Воскресенского, К.Д. Бушуева, А.И. Носова, А.С. Кириллова и многих других.
Нельзя не вспомнить в этот день начальников и командиров, прошедших Великую Отечественную войну и построивших главный космодром страны: первопроходца-строителя генерала Г.М. Шубникова, Главного маршала артиллерии М.И. Неделина, генералов А.И. Нестеренко, А.М. Войтенко, В.И. Вознюка, А.Г. Захарова и многих других.
С первых дней строительства полигона начала работать опытно-испытательная служба. Её костяк составили военные инженеры с академическим образованием, военные инженеры, прошедшие войну. Ими отрабатывалась документация, по которой ракетчики-испытатели готовили ракеты к пуску. Долгие годы этой службой руководил А.И. Носов, удостоенный звания Героя Социалистического труда.
Особое место на космодроме занимает стартовый комплекс, центральным звеном которого является стартовое сооружение №1. Это исполинское железобетонное сооружение, которое поддерживают колонны и массивный козырёк с 16-ти метровым проёмом для отвода газов и пламени от двигателей ракеты на старте.
Невдалеке находится огромное здание – монтажно-испытательный корпус, где специалисты в белых халатах проводят сборку отдельных блоков в пакеты, проверяют жизнеспособность сложнейших систем, узлов и агрегатов перед тем, как отправить ракету на старт.
Воспоминания ветеранов:
Виктор Логовской, лейтенант, 1957 г.
4 октября наша 2-ая группа, обслуживающая старт, готовилась к приёму ракеты со спутником на борту. Для нас это была обычная повседневная работа. Стартовая команда под руководством капитана В.Хомина и начальников отделений ст. лейтенантов Мосолова, Андрейченко, Стекольщикова подготовила старт к приёму ракеты – это самый ответственный период в запуске. Здесь каждая операция сложна и ответственна.
На рассвете к старту подошёл установщик с ракетой, зафиксировался на опорных устройствах. По команде ракету установили в вертикальное положение, силовой пояс охватил ракету, и она зависла над стартовым столом. Подводятся фермы обслуживания, кабель-мачта, и начинаются подготовительные работы.
Ракета со спутником наводится по направлению пуска, от этого зависит выход спутника в расчётную точку орбиты. Эта работа контролируется инженерами ст. лейтенантами Романенко и Чалых. Расчёты отделения Горелова проводят стыковку заправочных шлангов к ракете, проверяют герметичность стыковочных соединений. Подъезжают подвижные заправщики: кислород, керосин, перекись водорода, азот. Приводится в готовность пульт управления заправки, находящийся в бункере.
В 8 часов утра с командного пункта подаётся команда: «Приступить к заправке!». Инженеры отдела №15 под руководством А.Ф. Коршунова контролируют каждую операцию на старте. Это Катаев, Павлов, Романенко, Чалых, Бойко, Веселов, Мищенко, Шахов, Малинин, Ивашкевич, Бондарев, Конюхов, Карпушко. Заполняются баки ракетным топливом, одновременно проводятся испытания бортовых систем и агрегатов ракеты, определяются исходное состояние и точность их действия. Все данные регистрируются телеметрией.
— 30-ти минутная готовность!
У парящей кислородом ракеты минимум людей. Остались специалисты и расчёты для заключительных операций, остальные вывезены на безопасное расстояние. В минимум входят офицеры Годунов, Казьмин, Горелов, Мосолов, Ивашкевич, Козлов, Бондарев, Катаев, Коршунов.
— Минутная готовность!
Загорается транспарант «Интегратор». Команды следуют одна за другой… Запускаются бортовые системы управления ракетой. Отводится кабель-мачта, бортовые системы переводятся на автономное питание.
— Зажигание!
Разрываются мембраны в топливных баках, и горючее устремляется в камеры сгорания двигателей.
— Предварительная!
Тяга двигателей уравнивается с весом ракеты, силовой пояс отпускает ракету в свободный полёт в космос.
— Главная!
Сплошной грохот сотрясает бункер, и, наконец, команда пускающего:
— Подъём!
Ночная казахстанская степь озарилась яркой вспышкой, и ракета с оглушительным грохотом ушла в чёрное небо. Байконурское время 00:28:34 (московское время 22:28:34).
«Ура!» прозвучало, когда оператор объявил: «Есть отделение конуса!», «Есть отделение спутника!».
Все качали и поздравляли друг друга с замечательной победой. Первый спутник в мире – наш, советский!
Вместе с первым ИСЗ на орбите оказался и блок «А» (вторая ступень ракеты). Она наблюдалась на небе как звезда 1-ой величины, а спутник – звезда 6-ой величины.
ПС-1
«Простейший спутник-1»
Диаметр шара 58 см, масса 83,6 кг.
Корпус спутника – две полусферы из сплава алюминия. Соединяются 36 болтами с герметичной резиновой прокладкой. Две антенны длиной 2,4 м и две – 2,9 м. Наружная сторона спутника прошла спецобработку и отполирована. Внутри спутника два радиопередатчика с автономным питанием: серебряно-цинковый аккумулятор, рассчитан на 3 недели работы.
Радиопередатчики с частотой излучения 20,005 и 40,002 мГц, работают поочерёдно каждые 14 сек. Сигналы позволяли учёным изучать условия прохождения радиоволн из космоса на Землю.
Шар заполнен азотом, и с помощью принудительной вентиляции обеспечивалась внутри температура 20±30 град. Цельсия.
ПС-1 провёл на орбите 92 дня, совершил 1440 оборотов вокруг Земли, покрыл расстояние в 60 млн км. Просуществовал до 4 января 1958 г.
Юрий ПЕТРОВНИН